Беспилотные технологии — одна из современных отраслей, где Россия входит в тройку мировых лидеров. Особенно данные технологии востребованы в области градостроительства (беспилотная строительная техника и системы дистанционного управления техникой).
Фото: pxhere.com
Сегодня есть основания полагать, что через 10–15 лет в Москве и в региональных центрах будет осуществлен «беспилотный транзит», то есть переход на автономный и управляемый искусственным интеллектом общественный транспорт, считает Юлия Зубарик, стратег по развитию городов и территорий, руководитель градостроительного бюро «Мастерс план».
«Уже несколько лет региональные власти и федеральные компании, как РЖД, прорабатывают организацию движения на беспилотной основе в метро и «МЦК». Эти виды транспорта имеют наилучшую стартовую позицию и самый высокий шанс на получение «автономности от человека»: меньше экстренных сценариев, системы изолированы от других видов транспорта и менее протяженные», — рассказала она в интервью АБН24.
По словам эксперта, в Москве в переходу к движению на беспилотной основе уже готова вся материальная база, единственная проблема имеющиеся программные обеспечения не позволяют совершить переход без значительного снижения эффективности работы метро, поэтому в ближайшие два года специалисты будут дорабатывать ПО.
Гораздо сложнее запустить беспилотное движение наземного транспорта (трамваев, автобусов и троллейбусов).
«Трудности связаны с модернизацией подвижного состава и трудоемким процессом создания цифровых моделей улиц, обучением искусственного интеллекта, распознанием и считыванием дорожной ситуации вокруг», — пояснила Юлия Зубарик.
Развитию беспилотных технологий препятствует еще ряд неразрешенных проблем.
«Прежде всего, камнем преткновения является этическая дилемма наделения ИИ субъектностью и правом принятия решений. ИИ должен упреждать чрезвычайные ситуации и всегда руководствоваться решением сохранения жизни всех объектов, а не сбережения целостности автомобиля или соблюдения правил дорожного движения.
Другой проблемой развития беспилотных технологий является масштабирование и транзит — зависит в большей степени от производственных мощностей предприятий. При сохранении имеющейся динамики Москве и Санкт-Петербургу понадобится 5–10 лет для полного перехода к беспилотникам, а регионам нужно значительно больше времени, вплоть до 15 лет», — пояснила собеседница издания.
Внедрение беспилотных технологий в городах приведет к созданию новых высокотехнологичных рабочих мест в креативных индустриях и, как следствие, развитию данного сектора экономики, заключила Зубарик.