Гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев рассказал АБН24, что учреждение смогло установить причины увеличения себестоимости вывоза отходов в регионах страны.
Фото: пресс-служба ППК РЭО
«В ходе анализа деятельности регоператоров специалисты РЭО установили причины роста себестоимости вывоза отходов в регионах. Рост фактических затрат на деятельность реоператоров, по сравнению с 2021 годом, зафиксирован по расходам на материалы, топливо, технику, зарплаты и услуги по обращению с отходами», — сказал Буцаев.
Компания проанализировала деятельность регоператоров по обращению с ТКО. В разных отечественных регионах рост себестоимости вывоза мусора может составлять 30%. Он складывается из ряда показателей. Туда включается фонд оплаты труда, расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ), стоимость мусоровозов.
В проведенном организацией опросе приняли участие 54 крупных регоператора страны, включая пять представителей из ДФО, 11 — из ПФО, 14 — из ЦФО, девять — из ЮФО, семь — из СЗФО, четыре — из СФО, по два — из СКФО и УФО.
По их информации, увеличение затрат на ГСМ составило около 40% (причем в некоторых округах их стоимость сильно подскочила: в ДФО – около 165%, в ЮФО —примерно 280%).
В среднем в компаниях затраты на зарплаты повысились на 50% (при этом в ДФО рост составил 105%, в ЮФО —150%). Зарплаты водителей у регоператоров имеют высокую конкуренцию с оплатой труда в курьерской службе, в сельхозрегионах — во время посевной и сбора урожая.
Повышение стоимости мусоровывозящей техники составило около 50%, а ее ремонта – около 52%. Кроме того, повышение лизинговой ставки на новые контракты составило до 37%. Стоимость расходов на размещение и обработку мусора поднялась примерно на 40%. Еще отмечен рост стоимости услуг операторов по транспортированию на 40%, услуг расчетно-кассовых центров и банковских услуг — почти вдвое.
Увеличение индекса потребительских цен составил 33,3%. По данным ППК РЭО из-за повышения затрат, которые превышают индексацию тарифа, у сбора платы за услугу «Обращение с ТКО» нет возможности покрыть текущие затраты регоператоров.
«Рост себестоимости вывоза отходов варьируется в разных федеральных округах и достигает 30%», — уточнил Денис Буцаев.
При этом не все расходы входят в тариф по услуге регоператора. Увеличение транспортных расходов не в полной мере учитывается, расходы на перегрузку не входят в него. Еще не всегда включаются проценты по кредитам и займам и т. д. Общая кредиторская задолженность профильных фирм выросла с 43 млрд рублей на 1 января 2021 года до 65,6 млрд рублей на 31 декабря 2023 года.
Рост себестоимости деятельности компаний в будущем может стать причиной сбоев в графиках вывоза мусора, увеличения несанкционированных свалок, невозможности вывозить отходы в праздничные дни.