ПАО «Яковлев» провело эскизную работу по «привязке» вертолетного двигателя ВК-650 к новому легкому учебно-тренировочному самолету Як-152, предназначенному для начальной подготовки пилотов ВКС России.
пресс-служба ОАК
Об этом Avia.ru сообщил Андрей Богинский, заместитель гендиректора Объединенной авиастроительной компании (ОАК) по гражданской авиации и генеральный директор ПАО «Яковлев».
Двигатель ВК-650 изначально разрабатывался для вертолетов Ка-226, «Ансат» и VRT-500.
«Мы с коллегами из ОДК провели эскизную работу по «привязке» двигателя ВК-650 к данному самолету. Двигатель подходит, но у них (ОДК — ред.) приоритет – это двигатель для вертолета. Потом будем работать над данным двигателем для самолета. Мы такую предварительную работу с ОДК провели. Данную машину мы не оставляем«, – рассказал Богинский.
Также, по словам заместителя гендиректора, ПАО «Яковлев» ищет инвесторов для проекта.
Разработка самолёта началась в 1990-х годах одновременно с созданием более совершенного учебно-тренировочного турбореактивного самолёта ЯК-130.
В июне 2016 года Министерство обороны Российской Федерации заказало 150 самолетов Як-152, которые предназначены для первичного обучения будущих военных летчиков. А уже в сентябре этого же года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полет опытного образца Як-152.
В мае 2022 года совершил первый полет третий опытный образец самолета. Фюзеляж и крыло самолета изготовили на Иркутском авиазаводе, хвостовое оперение — в Улан-Удэ.
В конце 2023 года успешно завершились государственные испытания Як-152, подтвердив основные летно-технические характеристики самолета. Следующим шагом станет импортозамещение немецкого двигателя, воздушного винта и других комплектующих на российские аналоги.
Як-152 станет дополнением к учебно-боевому комплексу на базе самолета Як-130.
Оба самолета имеют унифицированное информационно-управляющее поле кабины. Сочетание Як-152 с поршневым двигателем для начального этапа обучения и реактивного Як-130 для отработки навыков является оптимальным решением для подготовки курсантов ВКС.
Двигатель ВК-650 пришел на замену поршневого дизельного двигателя RED A03 V12 мощностью 500 л.с. производства немецкой компании RED Aircraft GmbH, поставки которого в Россию прекратились после февраля 2022 года.
Ранее ОАК поставила очередную партию комплектующих для самолетов МС-21, а до конца года должны состояться летные испытания этого воздушного судна.