В декабре россияне заметили значительное подорожание говядины. Одновременно с этим экспорт мяса продолжает расти, достигая рекордных объемов. Как эти процессы связаны и что ждет внутренний рынок, специально для АБН24 рассказал экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ Леонид Холод.
Фото: stock.adobe.com
В последние годы экспорт мяса из России уверенно растет. Всего с увеличением согласно цифрам Минсельхоза в абсолютном выражении мяса было поставлено 820 тыс. тонн, включая продукцию из птицы, свинины и говядины.
«Когда показывают рост 33% на птицу, 25% на свинину, 22% на говядину, то работает эффект базы. Дело все в том, что экспорт мяса, он только организуется сейчас, но он очень сложный. Поэтому сказать, что 820 тыс. тонн как-то сильно сказались на рынке – вряд ли», — поделился спикер.
Основной рост экспорта связан с улучшением логистических решений и получением необходимых сертификатов для работы с иностранными рынками, такими как Китай. Это долгий процесс, требующий времени и скрупулезной подготовки, но сейчас начинает проявляться кумулятивный эффект.
«Тем не менее, нельзя сказать, что такие объемы экспорта серьезно влияют на внутренний рынок. Для птицы и свинины Россия давно достигла полной самообеспеченности. Эти сегменты используют экспорт как своеобразный «клапан» для регулирования излишков. Без него внутренний рынок мог бы затовариться, что нанесло бы удар по производителям», — подчеркнул экс-замминистра.
С говядиной ситуация иная. Россия не может похвастаться полной самообеспеченностью этим видом мяса. В основном производители ориентируются на мясомолочные породы, а качественное «стейковое» мясо производится в ограниченных объемах и остается малодоступным.
«Рост затрат на производство говядины, высокая себестоимость и инфляция издержек вынуждают фермеров держать цены высокими, что делает этот продукт все менее доступным для массового потребителя. В декабре эта динамика стала особенно заметной. Ее покупательная способность напрямую зависит от доходов населения, а они растут неравномерно. В регионах с развитой оборонной промышленностью люди могут позволить себе больше, но в большинстве регионов цены на говядину вызывают негативную реакцию», — пояснил эксперт.
Проблема усугубляется тем, что спрос на говядину в основном сосредоточен в бюджетном сегменте: для приготовления супов или тушения. Дорогие стейки остаются нишевым продуктом. Это делает внутренний рынок чувствительным к малейшим изменениям цен.
По оценкам эксперта, влияние экспорта на внутренний рынок пока минимально. В текущих объемах он скорее помогает разгрузить излишки и стимулирует производителей. Экспорт мяса развивается не для того, чтобы «наказать» россиян, а потому что развивать его сложно и долго.