Реальные цены растут быстрее официальной инфляции, а молодежь все чаще вынуждена экономить на продуктах и мечтах о жилье и машине. Почему ситуация стала такой и что могло бы ее исправить, АБН24 рассказал эксперт финансового рынка Андрей Бархота.
Фото: unsplash.com / Towfiqu barbhuiya
В 2021 году зеленый горошек в оливье стоил 62 рубля, сегодня, в 2025-м, – уже 172 рубля. То есть за четыре года реальная инфляция составила более 100%, тогда как официальные данные показывают лишь 42%. Разрыв между реальными цифрами и официальной статистикой очевиден. Проблема усугубляется: доходы не успевают за ростом цен, и приходится экономить даже на продуктах, выбирать акции и недорогие варианты питания. На практике это значит, что для значительной части молодежи идея покупки квартиры уже недостижима, а с 2026 года постепенно отпадает перспектива обзавестись собственным автомобилем.
«Если заглянуть в методологию расчета инфляции, становится понятным, почему официальные цифры часто кажутся ниже реальных. Росстат измеряет рост цен по определенному набору товаров и услуг, и, если инфляция ускоряется, статистику можно скорректировать методологически. Например, картофель за последний год подорожал почти в два раза, но его долю в потребительской корзине можно уменьшить и увеличить долю театральных билетов, которые не растут в цене. В среднем темп роста выглядит умеренным, хотя реальные цены растут значительно быстрее. Таким образом официальная инфляция создает иллюзию контроля, не отражая реальной доступности товаров», — разъяснил аналитик.
На сегодняшний день доступность продовольствия, товаров массового потребления, квартир и автомобилей действительно сильно ухудшилась. Здесь действует сочетание двух негативных факторов.
«Первый – резкий рост цен на нужные товары, превышающий рост доходов. Второй – неблагоприятная ситуация на рынке труда: сокращение вакансий и оптимизация персонала в компаниях любого размера. Вместе эти факторы еще сильнее снижают доступность не только повседневных товаров, но и более дорогих – бытовой техники, автомобилей, жилья», — добавил спикер.
Эксперт подчеркнул, что для выхода из этой ситуации, необходимо сочетание двух вещей. С одной стороны, нужно замедление инфляции через насыщение потребительских рынков: после снятия санкций и увеличения потока импорта появятся конкурирующие товары и услуги, что ограничит рост цен и потенциально приведет к дефляции. С другой стороны, необходимо изменение трендов на рынке труда: создание новых вакансий, расширение трудовой активности и возможностей для заработка.
«Только при сочетании насыщения рынков и расширения рабочих мест можно говорить о переломе ситуации, повышении доступности товаров массового потребления и дорогостоящих приобретений для большинства населения», — заключил Бархота.
Ранее в АБН24: автоэксперт Дмитрий Попов рассказал, как квоты для самозанятых смягчат закон о локализации такси.
