Исторические рекорды продаж подержанных машин демонстрируют – российский потребитель меняет поведение, а рынок – свои ориентиры. Что лежит в основе такого сдвига и почему он стал настолько заметным именно сейчас, АБН24 рассказал автоэксперт Евгений Ладушкин.
Фото: unsplash
В октябре 2025 года траты россиян на автомобили с пробегом подскочили почти на треть по сравнению с сентябрем и достигли рекордных за всю историю наблюдений 825 млрд рублей – такие данные приводит совместное исследование «Газпромбанк автолизинг» и агентства «Автостат». В середине осени объем расходов на покупку подержанных автомобилей составил 825,2 млрд рублей, что на 17,2% выше результата октября 2024 года и на 29,4% больше, чем месяцем ранее. Эта сумма стала абсолютным рекордом для российского вторичного рынка и отражает растущий спрос на машины с пробегом.
«Особую популярность сохраняют автомобили возрастом от двух до пяти лет. Покупатели продолжают верить в надежность «классических» европейских и японских брендов, нередко противопоставляя их китайским моделям. Большая часть тех, кто выбирает автомобиль с пробегом, руководствуется устойчивыми стереотипами, которые активно подпитываются компаниями, занимающимися импортом подержанных машин из-за рубежа и продвигающими идею превосходства европейской и японской техники. Другая часть покупателей опирается на собственный негативный опыт: когда-то столкнувшись с продукцией низкого качества, они обобщают впечатления и называют все автомобили из Китая «китайцами», не разделяя бренды и реальные различия между моделями», — поделился спикер.
При этом расходы на подержанные автомобили будут расти и дальше, заверил эксперт. Европейские машины, в среднем рассчитанные на гарантийный срок в 3–5 лет, редко служат дольше семи лет без серьезных вложений. По мере старения парка автомобилей возрастом 5–7 лет растет вероятность поломок, увеличивается стоимость обслуживания, а сроки ожидания отдельных комплектующих могут становиться все более пугающими для владельцев.
«Не стоит забывать и о том, что, покупая европейские или японские модели, россияне зачастую переплачивают в два-три раза по сравнению с сопоставимыми китайскими автомобилями. Это происходит не только из-за логистики, пошлин и других объективных затрат, но и из-за того самого устойчивого стереотипа «это же европеец/японец». Именно за этот стереотип потребитель и платит в конечном счете», — заключил Ладушкин.
Ранее в АБН24: доцент Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Балынин рассказал, как начать копить, если зарплата уходит подчистую.
