Рост числа мошенничеств по так называемой «пенсионерской схеме» при продаже недвижимости уже спровоцировал обвал сделок на вторичном рынке жилья. Теперь аналогичные махинации начинают фиксировать и в других отраслях.
Фото: pxhere.com
Эффективного противодействия этому явлению пока нет, и, по мнению экспертов, одна из причин — выгода, которую извлекают девелоперы из падения доверия к «вторичке». Такое мнение в беседе с Общественной Службой Новостей высказал зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин. Парламентарий прогнозирует дальнейшую эскалацию проблемы, которая в перспективе может ударить по банковской системе.
Суть «бабушкиной» схемы заключается в следующем: продавец (часто пожилой человек) реализует квартиру, а затем через суд добивается отмены сделки, заявляя, что действовал под давлением аферистов и не понимал последствий. Фактическая истинность этих утверждений зачастую второстепенна, поскольку суды в большинстве случаев удовлетворяют такие иски, возвращая жилье продавцу. Покупатель же остается и без денег, и без квартиры.
Символом этой проблемы стало дело певицы Ларисы Долиной. Летом 2024 года она, по утверждениям, под влиянием мошенников продала квартиру, а затем через суд вернула ее себе, не компенсировав затраты покупательнице. Этот прецедент вызвал общественный резонанс и породил волну подражающих судебных исков. Примечательно, что саму Долину затем пригласили в рабочую группу при Госдуме, которая должна разрабатывать меры защиты покупателей на вторичном рынке.
Михаил Делягин назвал участие Долиной в этой работе «дешевым и не совсем пристойным хайпом». Он подчеркнул, что проблема кроется в противоречивой судебной практике, которая игнорирует четкую позицию Пленума Верховного Суда 2015 года. Тот постановил, что при отсутствии доказательств сговора покупателя с мошенниками, он должен признаваться добросовестным, и имущество у него изымать нельзя. Депутат уже запросил у ВС разъяснения для нижестоящих судов.
При этом, как отмечает Делягин, законодательные инициативы по борьбе с данной схемой (в частности, его законопроект от февраля 2025 года) буксуют в парламенте и даже не выносятся на рассмотрение профильного комитета.
«Интересы застройщиков превыше всего. А вторичный рынок пусть сдохнет, — приводит издание слова парламентария. — По разным оценкам, падение объема сделок составляет от 18% до 25%».
Опасность, по его словам, уже вышла за рамки рынка недвижимости: аналогичное мошенничество фиксируют при продаже автомобилей. Следующим логичным этапом может стать кредитный рынок, когда заемщики начнут массово оспаривать договоры, ссылаясь на обман.
«Тогда банки что-нибудь сделают, их интересы перебьют интересы застройщиков. Но для этого должна возникнуть массовая практика», — резюмировал Делягин.
