ВТБ: использование ГЧП может обеспечить инфраструктуре до 29 трлн рублей инвестиций

ВТБ на Инвестиционном форуме «Россия зовет!» представил аналитический обзор о перспективах государственно-частного партнерства (ГЧП) в инфраструктурных проектах. По оценкам экспертов до 2040 года инструмент может обеспечить  29 трлн рублей инвестиций.

Фото: пресс-служба ВТБ

Документ анализирует динамику использования ГЧП в России за последние годы. По данным исследования, доля капитальных затрат, приходящихся на такие проекты, постепенно увеличивается и в среднесрочной перспективе может вырасти до 8–9% от всех расходов на строительство. Эксперты связывают это с реализацией крупных транспортных проектов, а также с ожидаемым смягчением денежно-кредитной политики.

Отмечается, что ежегодный рост стоимости строительства инфраструктурных объектов — в среднем 6–8% — делает для государства более экономически оправданным запускать проекты раньше, чтобы быстрее получить эффект от их эксплуатации. К таким эффектам авторы обзора относят рост налоговых поступлений, появление смежных инвестиций и улучшение условий для развития территорий.

По словам члена правления ВТБ Виталия Сергейчука, использование ГЧП положительно влияет на занятость, темпы экономического роста и инвестиционный потенциал регионов, поскольку обеспечивает приток ресурсов от различных институтов — от госкомпаний до институциональных инвесторов.

Исследование также оценивает потенциал применения ГЧП по отдельным секторам. Наиболее высокие показатели — у автомобильных дорог и аэропортовых терминалов. Среди отраслей лидируют транспортная и социальная инфраструктура. Наращивание практики ГЧП возможно и в сферах, где такие инструменты пока применялись ограниченно, например, промышленность и космическая отрасль.

Для ближайших 15 лет рассмотрели три сценария развития. В базовом варианте соотношение объемов ГЧП и госзаказа составляет примерно 1 к 5, временно увеличиваясь на этапе реализации крупных транспортных проектов. В более оптимистичном сценарии к 2040 году оно может приблизиться к 1 к 2,2, что позволит снизить нагрузку на бюджет — по расчетам авторов, экономия на этапе строительства в таком случае может превысить 11 трлн рублей.

Автор: Анастасия Петрова

Новости партнеров