Маркетплейсы стали популярными площадками для покупки медицинских и стоматологических изделий. Однако вместе с ростом спроса увеличился и объем контрафакта. Почему онлайн-покупка медицинских товаров может стать проблемой и как распознать подделку, специально для АБН24 рассказала член экспертного центра по вопросам серого импорта и контрафактной продукции ГК ПРОТЕКО – официального дистрибьютора бренда Tokuyama Оксана Кузьменко.

Фото: unsplash.com
Масштаб проблемы
По официальным данным Минздрава РФ, из-за контрафактных и фальсифицированных медицинских изделий за последние несколько лет в России возбуждено более 250 уголовных дел. Подделками среди стоматологической продукции могут оказаться самые разные товары: пломбировочные и реставрационные материалы, боры, анестетики и другие расходники.
Такие товары часто продаются под видом известных брендов, однако их качество не соответствует стандартам. Использование подделок может привести к серьезным последствиям для здоровья, включая аллергические реакции, инфекции и даже повреждение тканей.
Маркетплейсы с выявлением подделок справляются не всегда. Площадки, как правило, не участвуют в цепочке продаж. Они выступают лишь посредником между продавцом и покупателем, и это сказывается на системе проверок подтверждения качества товаров, оригинальности и легальности их ввода в гражданский оборот на территории страны.
Недобросовестные продавцы используют пробелы в регулировании, чтобы предлагать контрафактную продукцию сомнительного качества. А покупателей они привлекают заниженной ценой или большими скидками.
Последствия для потребителей и рынка

Покупка контрафактных стоматологических материалов несет в себе несколько рисков:
- Угроза здоровью: низкокачественные материалы могут вызвать осложнения при лечении, включая воспаления, отторжение пломб и другие проблемы.
- Экономические потери: пациенты, столкнувшиеся с последствиями использования поддельных материалов, вынуждены тратить дополнительные средства на повторное лечение.
- Подрыв доверия к брендам: контрафакт наносит ущерб репутации легальных производителей, которые вкладывают значительные ресурсы в разработку качественной продукции.
Борьба с распространением

Чтобы выявить на онлайн-платформах подозрительные товары проводится мониторинг карточек продукции. Признаки контрафактности определяются по нескольким критериям: низкая цена, большое количество продаж, преобладание негативных отзывов и индивидуальный продавец.
«Как правило, оригинальные товары для более сильной защиты идентифицируются производителями QR-кодами, водяными знаками, RFID-метками, голограммами, нанесением маркировки «Честный знак», Data matrix кодами, зашифрованными в артикулах специальными символами или цифрами», – заметила Кузьменко.
Что касается системы «Честный знак», то первые требования по обязательной маркировке вступили в силу еще в сентябре 2023 года. Тогда соответствующие коды обязали наносить на кресла-коляски, ортопедические изделия и обеззараживатели воздуха. Далее список неоднократно дополняли, позже в него включили также слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы и санитарно-гигиенические изделия.
Законодательство в этой области все еще формируется – с сентября 2024 года по август 2025 года в рамках программы «Медицинские изделия 2.0» проходит эксперимент по маркировке отдельных видов товаров.
«Как видим, далеко не все медицинские изделия можно проверить на онлайн платформах с помощью маркировки. Поэтому производители стоматологических расходных материалов и других медицинских изделий для борьбы с распространением контрафактной продукции на маркетплейсах компании все чаще обращаются к специализированным инструментам, таким как система мониторинга, аналитики медиа и СМИ», – рассказала спикер.
По словам Кузьменко, программа в автоматическом режиме собирает данные о товарах, представленных на маркетплейсах, и анализирует их на соответствие оригинальным характеристикам. Это позволяет выявлять подозрительные предложения, которые могут оказаться контрафактными.
Кроме того, с помощью этой системы происходит анализ отзывов и рейтингов продавцов: отслеживаются комментарии покупателей, что помогает выявить жалобы на некачественную продукцию. Например, сигналом о контрафакте могут быть жалобы потребителей на несоответствие товара заявленным характеристикам или на проблемы с его использованием.
Одним из признаков поддельного товара, реализуемого онлайн, является значительное занижение стоимости. Контролировать ценовую политику программа тоже умеет – это позволяет правообладателю отслеживать аномалии и выявлять продавцов, предлагающих подозрительно дешевые товары.
При этом система мониторинга позволяет сформировать подробный отчет, который можно использовать для обращения в службы поддержки маркетплейсов, в правоохранительные органы или для защиты своих прав в гражданско-правовом порядке. Это упрощает процесс подачи жалоб и блокировки контрафактных товаров.
Что еще можно предпринять

«Покупателям стоматологических изделий на маркетплейсах, как физическим, так и юридическим лицам, не стоит забывать, что на упаковке оригинального стоматологического материала обязательно должно быть указание изделия, номера регистрационного удостоверения и адреса уполномоченного представителя производителя на территории России, который принимает претензии и рекламации на территории нашей страны. Уполномоченный представитель производителя всегда предоставляет свои контактные данные, адрес, телефон «горячей линии», и всегда дает гарантии в безопасности и в качестве реализуемой продукции, ввезенной с соблюдением всех необходимых требований российского законодательства», – объяснила эксперт.
В стороне от проблемы контрафакта в сегменте медицинских изделий не остается и регулятор. С сентября 2024 года Минэкономразвития РФ объявило о подготовке законопроекта «О платформенной экономике в Российской Федерации». Документ должен определить работу маркетплейсов, агрегаторов услуг и других цифровых платформ.
Проблема продажи контрафактной стоматологической продукции на маркетплейсах требует комплексного подхода. С одной стороны, необходимо усилить контроль со стороны платформ и государства, а с другой – активно использовать современные технологии, системы мониторинга и аналитики. Это позволит брендам эффективно выявлять и блокировать контрафакт, защищая интересы как производителей, так и потребителей. Такой подход будет способствовать и созданию безопасной среды для покупок, что особенно важно в сфере медицинских и стоматологических товаров.
Только совместные усилия всех заинтересованных сторон – производителей, маркетплейсов, государства и потребителей – помогут минимизировать риски, связанные с контрафактом, и обеспечить доступ к качественной продукции.