Игорь Моржаретто рассказал корреспонденту АБН24 о том, почему россияне продолжают выбирать отечественные автомобили.
фото из личного архива
Согласно данным экспертов агентства «АВТОСТАТ», LADA остается фаворитом среди автолюбителей страны. Продажи бренда составили 27,5 тысяч машин, что составляет почти треть от общего объема. На втором месте с большим отрывом находятся автомобили Haval с показателем 11,8 тысяч штук.
Наиболее востребованной моделью стала LADA Granta, чья реализация составила 11,4 тысячи экземпляров. Второе место заняла LADA Vesta с продажами 8 тысяч штук. Кроссовер Haval Jolion был признан лучшей иномаркой с тиражом 4,1 тысячи единиц, что подчеркивает разнообразие выбора для покупателей.
LADA Granta была популярна и весной 2023 года — в апреле продали рекордное количество в виде 19,9 тысяч машин. Дилеры объясняют такую покупательскую любовь комфортной ценой до миллиона рублей и отсутствием альтернатив. Также известно, что «Лада» считается чуть ли не самой дешевой маркой в мире — ранее канадское издание Hot Cars составило соответствующий рейтинг. Туда вошла и «Лада Гранта».
То, что «Лада» действительно востребована у россиян, подтверждает и Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала «За рулем» и автоэксперт.
«Лада у нас везде в продаже была всегда, исключений, практически, не было. Дело в том, что это — главный национальный производитель и он предлагает не такой большой, как хотелось бы модельный ряд. Но это модельный ряд в сегменте, где никого другого нет. Условно говоря, «Лада Гранта» — лидер продаж чуть ли не последние 20 лет. Это самый доступный автомобиль на нашем рынке. Нет другой машины за миллион, где была бы крыша, четыре колеса, современный двигатель и салон. Плюс три типа кузова, плюс десяток комплектаций, два мотора — есть выбор, конечно. Поэтому в бюджетном сегменте конкурентов, практически, нет. Нет конкурентов у «Нив», также благодаря невысокой цене нет конкурентов у «Ларгуса», — объясняет Моржаретто.
Также у этих марок понятная конструкция — отремонтировать можно в любом гараже. Есть нудные запчасти и сервисов. То есть, для повседневной жизни и работы это то, что нужно людям, добавляет эксперт.
Еще один представитель «Лады» — модель Vesta. У нее тоже все хорошо с продажами — например, в 2016 году в первые семь месяцев после выхода на рынок было продано 20 580 авто. А по состоянию на 2023 год в России было зарегистрировано 595 тысяч таких машин. Это несмотря на то, что многи водители находят у «Весты» довольно много неисправностей.
Интересно, что летом 2024 года модель, которая должна была быть импортозамещенной, получила зарубежные поршни, кольца и клапаны, за что лишились баллов Минпромторга за локализацию производства.
Стоимость «Весты» тоже меньше миллиона.
«Эти модели на рынке расхватываются моментально, потому что современные. Хоть и давно выпускаются, но много раз модернизировались. «Лада периодически пытается выйти в более высокие сегменты, и эти попытки достаточно удачные — есть «Веста», на рынок в марте выходит новая модель «Искра», — говорит Игорь Моржаретто.
По мнению эксперта, «Лада» свои 30% рынка в последние 20 лет держит и будет держать, потому что это та категория, где конкурентов, практически, нет.
«У «Весты» есть, конечно, конкуренты в виде китайского сегмента. Но когда человек выбирает, он смотрит и говорит: «Вот эта машина мне понятна, я знаю, где взять запчасти, какая у меня гарантия, как отремонтировать и даже если она у меня будет 20 лет, я понимаю, что через 20 лет запчасти будут». А китайцы многие появились и исчезли», — добавляет автоэксперт Моржаретто.
К слову о китайских машинах. Автомобили Haval, которые заняли второе место, также производятся в России на заводе «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» в индустриальном парке «Узловая» Тульской области. Предприятие было открыто 5 июня 2019 года. То есть, две популярные у покупателей-россиян марки — отечественного производства. Правда, стоимость Haval выходит за пределы комфортной суммы в миллион рублей — по состоянию на 5 февраля 2025 года цены начинаются от 1 949 000 рублей и достигают 3 449 000 рублей, причем это не предел.
Еще один секрет популярности отечественных авто у покупателей заключается в высоких платежах, которыми облагаются импортные машины, в том числе китайцы.
«У нас теперь один утилизационный сбор на автомобиль с двигателем от 1 до 3 литров составляет 670 тысяч рублей. Плюс таможенный платеж, плюс НДС, плюс акциз, плюс транспортные расходы… Поэтому автомобиль, который в Китае стоит миллион в пересчете на наши деньги, здесь будет стоить 2,5 миллиона на наши деньги. Соответственно, он Автовазу не конкурент», — заключает Игорь Моржаретто.
Правда, другой российский автомобиль — «Москвич» — не может похвастаться успехом у покупателей. Даже наоборот, его продажи упали в два раза по сравнению с рекордным декабрем прошлого года, о чем АБН24 рассказывало ранее. Хотя тот же «Москвич 3» дешевле Haval— цены начинаются от 1 700 000 рублей.