НАИК попросило правительство РФ перераспределить доходы от «Платона». Правительство же собралось вводить «Платон» на региональных трассах.

дорога до ремонта/Пресс-служба БКД
Российские дороги столкнулись с проблемой: хроническое недофинансирование содержания дорожной сети угрожает не только состоянию инфраструктуры, но и безопасности на дорогах, а также финансовой устойчивости компаний, занятых в отрасли, сообщает РБК.
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК, объединяет, «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и других) призывает правительство пересмотреть нормативы затрат на содержание дорог и направить на эти цели средства, собранные системой «Платон». Без срочных мер отрасль рискует столкнуться с волной банкротств, а дорожное полотно — с ускоренным разрушением.
Согласно данным, представленным Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) и НИУ ВШЭ на одном из отраслевых форумов, дефицит финансирования содержания дорог в ближайшие годы составит сотни миллиардов рублей. В 2025 году на содержание дорог потребуется 616,3 млрд руб., из которых не хватает 272,5 млрд руб. В 2026 году потребность составит 653 млрд руб. с дефицитом 209,7 млрд руб., а в 2027 году — 692 млрд руб. при нехватке 157,5 млрд руб. Суммарный дефицит за три года оценивается в 639,7 млрд руб. при общем объеме финансирования 1,96 трлн руб.
Проблема усугубляется снижением доли расходов на содержание дорог в Федеральном дорожном фонде. Если в 2019 году на эти цели направлялось 16,4% бюджета фонда, то в 2024 году — лишь 14%. В сопоставимых ценах расходы за этот период сократились на 2,6%. Такое сокращение уже сказывается на состоянии дорог и, как следствие, на безопасности движения. Исследования показывают, что недостаточное содержание дорог напрямую влияет на аварийность. Например, отсутствие или неисправность освещения увеличивает вероятность тяжелых ДТП в 2,4 раза, неровное покрытие — в 1,6 раза, а плохая разметка повышает риск аварий на 15–25%. Проблемы с зимним содержанием дорог увеличивают аварийность на 24%. Статистика подтверждает: чем выше расходы на содержание дорог, тем ниже показатели аварийности.
Финансовое положение компаний, занятых в эксплуатации дорог, также ухудшается. По данным системы СПАРК, доля убыточных предприятий в отрасли выросла с 12% в 2020 году до 23% в 2024 году. Из 869 компаний, специализирующихся на эксплуатации дорог, число убыточных увеличилось со 112 до 199 за этот период. На апрель 2025 года из 1397 компаний 51 находится в стадии банкротства. Представители бизнеса подчеркивают, что текущие контракты обеспечивают минимальную рентабельность, которая в ближайшие годы может снизиться до нуля.
Игорь Рубахин, генеральный директор «Автобан — эксплуатации», отметил, что рентабельность контрактов стремительно падает, и уже через пару лет компании могут работать в ноль. Дмитрий Хвастунов, соучредитель Борисоглебского дорожно-ремонтного управления, указал на рост цен на материалы: стоимость технической соли выросла с 3 тыс. до 6,5 тыс. руб., что существенно увеличивает затраты. Валерий Дорган из «Мостотрест-Сервиса» добавил, что компании ежегодно теряют 50–70 млн руб. на штрафах, что дополнительно подрывает их финансовую стабильность. По его словам, текущая модель финансирования делает содержание дорог убыточным, а доходы компании формируются за счет строительства.
Бизнес предлагает правительству увеличить нормативы затрат на содержание дорог и перераспределить средства, собранные через систему «Платон», в пользу эксплуатации дорожной сети. Без таких мер отрасль продолжит деградировать, а состояние дорог будет ухудшаться, что приведет к росту аварийности и дальнейшему ухудшению транспортной инфраструктуры страны.
Как ранее писало АБН24, в Минтрансе на прошлой неделе были предложены свои инициативы пополнения дорожных фондов — федерального и региональных. Такими мерами могут стать ужесточение контроля за ОСАГО и введение аналога системы «Платон» на региональных дорогах. Правда у таких мер могут быть очень неприятные последствия в виде повышения цены на товары народного потребления на 20%.