Даже самые надежные инструменты защиты, такие как самозапрет на получение кредитов, не всегда срабатывают. Почему это происходит и как именно злоумышленники манипулируют своими жертвами, АБН24 рассказал управляющий партнер консалтингового бюро «Кваша и Партнеры» Дмитрий Кваша.

Фото: stock.adobe
Самозапрет на получение кредитов был введен не так давно, поэтому схемы обхода этого запрета мошенниками еще разрабатываются. Но уже есть успешные кейсы, поскольку у злоумышленников хорошо развита социальная инженерия. Мошенники могут представляться сотрудниками налоговой, банка или госорганов и под разными предлогами – задолженность, подозрительные операции, невозможность получить выплату или льготу – убеждают жертву снять самозапрет. Это приводит к тому, что на имя человека могут оформить займы, а деньги попадут к аферистам.
«Неважно, какие человек себе установил запреты или ограничения: если на него можно оказать психологическое давление и убедить его в необходимости совершить то или иное действие – особенно если это влияние сохраняется длительное время – никакая защита, никакие пароли доступа не помогут. Это не спасает ни от увода денег, ни от получения доступа к его «Госуслугам», персональным данным, банковским картам или счетам. Также это не поможет при попытке оспорить инцидент позже, если деньги были выведены мошенниками», — пояснил спикер.
Гражданин самостоятельно отключает установленный им самозапрет и предоставляет доступ к своему аккаунту, пусть и под психологическим давлением. Впоследствии действия совершаются с использованием его учетной записи, доступ к которой по правилам нельзя передавать третьим лицам. Формально это может рассматриваться как полное наличие состава действия со стороны самого гражданина, и при последующем разбирательстве суды и правоохранительные органы, скорее всего, не усмотрят оснований для возбуждения дела.
«Банк же имеет полное законное право отказать такому клиенту, ссылаясь на то, что гражданин сам снял самозапрет и сам предоставил доступ. Финучреждение не может доказать, что это сделали не вы, а кто-то другой. Пока идут разбирательства, долг остается за вами – его нужно возвращать», — подчеркнул юрист.
Одним из характерных признаков потенциально мошеннической схемы является создание чувства угрозы – собеседник сообщает о риске для ваших средств, близких или подчеркивает необходимость срочных действий. Часто присутствует элемент давления по времени, а также просьбы сообщить или подтвердить коды и пароли.
«Важно понимать не то, что вам говорят, а то, откуда вам приходят сообщения – от госорганов, банков. Все официальные источники предупреждают: никакие пароли доступа никому передавать нельзя. Это нужно запомнить. Если приходят коды или пароли нельзя сообщать их третьим лицам, иначе вы предоставляете полный доступ к вашему аккаунту, и злоумышленники смогут делать что угодно», — подчеркнул Кваша.
Финансовые потери очевидны – это утрата собственных средств. Юридические последствия связаны с тем, что при самостоятельном снятии самозапрета пользователь ограничивает свои возможности по защите в случае мошенничества.
«Мера изначально предназначена для того, чтобы кредитные организации учитывали ограничения и при наличии мошеннических действий могли нести ответственность. Однако если запрет снят, банк вправе считать, что действовал в рамках установленных правил, и в возврате средств может быть отказано. Если вы обнаружили, что на ваше имя был оформлен кредит, и подозреваете, что стали жертвой мошенников, необходимо немедленно связаться с банком и подать заявление о возможном мошенничестве. Одновременно с этим следует обратиться в полицию, не дожидаясь ответа от банка. Важно как можно скорее зафиксировать факт возможного преступления», — пояснил специалист.
Для обращения в полицию потребуется написать заявление, предоставить скриншоты переписок (если они есть), детализацию звонков от мобильного оператора с указанием номеров, с которых поступали подозрительные звонки, а также подробно описать обстоятельства произошедшего. Эти действия направлены на то, чтобы попытаться заблокировать перевод средств или добиться их возврата. Ключевым моментом, по словам юриста, является возбуждение уголовного дела в отношении неустановленных лиц. Без этого дальнейшие действия – в том числе оспаривание задолженности в суде или инициирование процедуры банкротства – существенно осложняются. Чтобы получить юридическую защиту, необходимо доказать, что человек действовал не в своих интересах, а под влиянием обмана.