Причины — замедление экономического роста и высокий уровень ключевой ставки.

Фото: Пресс-служба автозавода КамАз
Рынок коммерческой техники в России сегодня находится в крайне уязвимом положении. Замедление экономического роста и высокий уровень ключевой ставки постепенно приводят отрасль к кризису, отметили на конференции «АВТОСТАТ Analytic time», посвящённой коммерческому автотранспорту.
Особенно сложная ситуация наблюдается на рынке крупнотоннажных грузовиков полной массой свыше шестнадцати тонн. За первые четыре месяца текущего года их продажи составили шестнадцать тысяч четыреста единиц, что на половину меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом снижение продаж отечественного КАМАЗа оказалось менее резким и составило пятнадцать процентов, тогда как у ведущих китайских брендов ситуация значительно хуже: продажи SITRAK упали на пятьдесят пять процентов, а Shacman — на шестьдесят три процента.
Также значительное падение показали отечественный Урал с минусом в шестьдесят семь процентов и белорусский MAZ с сокращением на шестьдесят восемь процентов. Шведская Scania и немецкий Mercedes-Benz, входящие в десятку лидеров рынка, столкнулись с падением продаж на шестьдесят один и пятьдесят шесть процентов соответственно, что свидетельствует о общем неблагоприятном положении в сегменте.
Директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков, анализируя текущие тенденции, отметил, что корни сложившейся ситуации связаны с уходом с российского рынка крупнейших европейских производителей, что привело к острой нехватке магистральных тягачей и последующему хаотичному импорту техники. Ввоз тягачей и самосвалов в 2023 году вызвал избыточное накопление товарных запасов.
Сегодня запасы тяжёлых грузовиков настолько велики, что импорт в некоторых сегментах практически прекратился. Традиционно около трёх четвертей рынка такого транспорта финансировалось через лизинг, однако из-за высокой процентной ставки транспортные и строительные компании не могут справиться с лизинговыми платежами.
Прибыльность бизнеса, связанного с грузовиками, существенно ниже нынешних банковских ставок, которые достигают от двадцати пяти до тридцати процентов годовых. Это приводит к массовому возврату техники лизинговым компаниям. В сложившихся условиях дилеры сталкиваются с проблемой реализации имеющегося парка автомобилей, а лизинговые организации вынуждены искать решения для обращения с возвращаемой техникой.
Сергей Целиков также сообщил, что в базовом прогнозе агентства «АВТОСТАТ» на 2025 год ожидается снижение продаж тяжёлых грузовиков на сорок процентов с итоговым объёмом около шестидесяти одной тысячи двухсот единиц. В оптимистичном сценарии падение рынка составит тридцать процентов, и продажи достигнут примерно семидесяти одной тысячи четырёхсот машин. При пессимистическом развитии событий снижение может достигнуть пятидесяти процентов, что снизит объём продаж до сорока одной тысячи единиц.