Российские железные дороги: спад перевозок в июне 2025 года

Общее падение перевозок за полгода составил свыше 7%. В июне на сети железных дорог наблюдается наибольший спад — 9,2%.

По оперативным данным ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), в июне 2025 года погрузка грузов составила 89,3 млн тонн, что на 9,2% ниже показателя июня 2024 года. Грузооборот за тот же период сократился на 2,1%, достигнув 200,4 млрд тарифных тонно-км, а с учетом порожнего пробега вагонов на 1,8%, до 248 млрд тонно-км.

За первое полугодие 2025 года объем погрузки составил 554,5 млн тонн, что на 7,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот за этот период снизился на 1%, до 1249,9 млрд тарифных тонно-км, а с учетом порожнего пробега на 0,8%, до 1549 млрд тонно-км. Основные тенденции по видам грузов:

Снижение затронуло большинство категорий грузов: Каменный уголь: 163,1 млн тонн (-3,6%); Нефть и нефтепродукты: 99,1 млн тонн (-5%); Черные металлы: 26,7 млн тонн (-17,2%); Строительные грузы: 46,5 млн тонн (-19,5%); Зерно: 10,1 млн тонн (-36,4%); Лом черных металлов: 3,8 млн тонн (-32,2%).

1

Фото: company.rzd.ru

Положительная динамика наблюдалась в сегменте химических и минеральных удобрений (+4,8%, до 35,5 млн тонн), особенно за счет экспорта (+27,9%). Также незначительный рост показали цветная руда и серное сырье (+2,9%, до 8,5 млн тонн). Экспорт и восточное направление
Перевозки по восточному направлению выросли на 2,6%, включая уголь (+2,3%) и неугольные грузы (+3,5%), такие как удобрения (+75,3%), железная руда (+14,3%) и контейнерные грузы (+7,9%). Однако экспорт зерна упал на 57,1% из-за сокращения урожая, а угля на 2,5% из-за низких мировых цен.

Основными факторами снижения стали: Сжатие внутреннего спроса на строительные материалы, черные металлы и металлолом. Ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, сократившие отгрузку нефтепродуктов. Непредъявление грузов по согласованным заявкам: 5,4 млн тонн угля не отгружено в порты Северо-Запада, 2,1 млн тонн в порты Юга, 0,82 млн тонн из Кузбасса на Восток.

Отказы от запланированных перевозок ограничивают возможности РЖД перераспределять мощности для других грузов, что усугубляет ситуацию.

РЖД продолжает сталкиваться с вызовами, связанными с экономической ситуацией и логистическими ограничениями. Рост экспорта удобрений и восточного направления частично компенсирует спад, но общая тенденция указывает на необходимость оптимизации процессов и поиска новых рынков сбыта.

Автор: Александр Фролов

Новости партнеров