Потребительские привычки россиян меняются довольно быстро под давлением интернет-торговли и маркетплейсов. О современных трендах и том, переходят ли покупки в онлайн, АБН24 рассказала, основатель сервиса финансового учета EFFSTEP, вице-президент АПЭТ по финансам Анна Баранова.

Фото: АБН24
В последние годы, как отметила спикер, покупатели предпочитают сделать заказ за пару кликов на экране компьютера и телефона, вместо похода в магазин, который сопровождается тратой сил и времени. Однако анализ потребительских трендов показывает четкую сегментацию: ряд товаров потребители все же предпочитают сначала «пощупать».
«Современный потребитель делает осознанный выбор: онлайн – для удобства и повторных покупок, оффлайн – для эмоций, доверия и тактильных ощущений», — отметила Баранова.
Онлайн: удобно и выбор больше
По словам эксперта, одна из самых популярных категорий в онлайн-торговле — косметика и бытовая химия. Это связано с тем, что потребитель четко понимает, какими уходовыми товарами он пользуется.
«Если это привычная маска для волос или знакомый шампунь, зачем тратить время на поход в магазин? Просто заказываешь, и тебе привозят», — заметила вице-президент АПЭТ по финансам.
При этом особенно востребованы товары «про запас», крупных объемов. Например, пятилитровые бутыли с моющим средством. Три таких – это уже 15 килограммов. Нести их из магазина захочет не каждый, а вот заказать с доставкой до двери – уже намного интереснее.
Не менее популярна одежда, ведь выбор в интернете практически не ограничен. Можно заказать сразу несколько размеров или фасонов, примерить дома или в пункте выдачи и оставить только то, что подошло. Существует момент «потребительского экстремизма», от которого сейчас страдают маркетплейсы. Но с точки зрения покупателя все очень удобно.
«Конечно, есть исключения: если у человека нестандартная фигура – например, маленький рост или пышные формы – ему может быть проще найти что-то в специализированном магазине, где есть консультанты», — заявила Баранова.
Замыкают топ онлайн-покупок товары для дома, книги, садовая техника и хобби.
«Книги – вообще классика онлайн-покупок. Просто выбираешь, платишь, и тебе доставляют. Никаких сложностей. То же самое с товарами для интерьера: хочется найти что-то уникальное под свой вкус – в интернете выбор огромен», — добавила эксперт.

Оффлайн: от эмоций до доверия
Есть категории, по словам спикера, где обычные магазины остаются незаменимы. Прежде всего это ювелирные салоны.
«Во-первых, нужно примерить: не болят ли уши от сережек, не будет ли спадать кольцо, удобно ли оно сидит. К тому же фотография не передает ощущения, а украшение – это эмоция, личный выбор», — отметила специалист.
Не менее важны детские игрушки. Их можно купить и в интернете, но для самого ребенка это чаще всего эмоциональная покупка – потрогать, поиграть, обрадоваться, получить все сразу. То же самое — с мебелью.
«Фото не передает цвет в реальности. Нужно посмотреть, как свет падает на диван, удобно ли в нём сидеть, будет ли он сочетаться с интерьером. Это не тот товар, который можно купить вслепую», — подчеркнула Баранова.
Лекарства и БАДы также чаще покупают в аптеках. Во-первых, не всегда их могут доставить на дом. Во-вторых, в аптеке можно получить консультацию фармацевта. Если горло болит прямо сейчас, никто не будет ждать, пока заказ обработают и доставят в ближайшую аптеку. Проще дойти до нее самому.
Часто покупатели опасаются покупать онлайн технику среднего и премиум-сегмента. Они боятся, что им подсунут «кота в мешке».
«Описание не всегда передает все нюансы. Иногда нужна консультация специалиста, а еще возможность проверить устройство до покупки: включить, посмотреть экран, пощупать корпус», — обратила внимание эксперт.
Продукты: оффлайн пока вне конкуренции
Баранова привела пример, когда хозяйка готовит пирог, но внезапно закончились яйца. Никто не будет ждать два часа доставку, а пойдет в ближайший магазин. Это мгновенная потребность. К тому же, когда покупка самостоятельная, то всегда есть уверенность, какие именно продукты оказались в корзине.
«Для многих это критично: хочется самому выбрать самый спелый помидор или самый хрустящий салат», — добавила вице-президент АПЭТ по финансам.
Баранова заключила, что онлайн-покупки доминируют в категориях повторных, рациональных и тяжелых заказов. Обычные магазины в приоритете там, где важны эмоции и скорость.