Лимиты на бензин и ограничения продаж: придет ли кризис на заправки

Автовладельцы жалуются – на заправках снова лимиты, а кое-где бензина нет по несколько дней подряд. Ждет ли страну топливный кризис или речь идет о временном перекосе, АБН24 рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Фото: pxhere.com

По словам спикера, ограничения на объемы продаж топлива на независимых АЗС вводятся не потому, что в стране физически не хватает бензина, а из-за сложной экономической ситуации на топливном рынке. На данный момент речь идет прежде всего о механизмах ценообразования и конкуренции, а не о тотальном дефиците.

«Главная причина – резкий рост цен на бирже. В августе 95-й бензин, а в сентябре 92-й обновили исторические рекорды стоимости. Для независимых АЗС, которые закупают топливо именно через биржевые торги, это означает, что они покупают бензин по высоким ценам. Чтобы не работать в убыток, они должны были бы повышать цены на заправках. Но сделать это они не могут: в регионах, где конкурируют с крупными вертикально интегрированными компаниями, те продают топливо собственным сетям АЗС напрямую с НПЗ, минуя биржу, и удерживают цены ниже. Если независимые станции поднимают ценник, автолюбители просто переходят к конкурентам. А там, где конкуренция слабее, на рынок пристально смотрит ФАС», — пояснил специалист.

Антимонопольная служба не позволяет поднимать цены выше уровня сетевых АЗС, иначе появляются обвинения в необоснованном росте цен. В итоге независимые заправки оказываются в ситуации, когда закупают дорого, а продавать вынуждены дешевле. Чтобы не разоряться, они сокращают закупки или работают минимальными объемами. Именно поэтому на таких АЗС возникают перебои с топливом – иногда по несколько дней нет бензина. При этом у вертикально интегрированных компаний таких проблем не наблюдается, за исключением кратковременных задержек с доставкой.

«Дополнительным фактором является логистика. Из-за регулярных ударов по инфраструктуре страдают топливные базы и цепочки поставок. Вагоны и автовозы вынуждены вести топливо дальше и дольше, подвижного состава часто не хватает. Это еще больше осложняет снабжение, особенно в приграничных и удаленных регионах. В Крыму ситуация острее всего: там почти нет сетей вертикально интегрированных компаний, логистика сложнее, часть баз повреждена, поэтому независимые АЗС там особенно уязвимы. На Дальнем Востоке добавляется фактор нехватки перерабатывающих мощностей. Физического дефицита бензина в масштабах страны пока нет. В обычном порядке 90% произведенного топлива идет на внутренний рынок, 10% – на экспорт. Если 10% мощностей находится в ремонте, это, конечно, уже рискованно. Но нынешние ограничения связаны прежде всего с нежеланием независимых игроков торговать в убыток», — подчеркнул эксперт Финансового университета.

Опасность в том, что при усилении паники ситуация может перерасти в реальный дефицит: автомобилисты начнут массово скупать топливо, а АЗС – не успевать подвозить. Это разгонит цены на бирже еще выше и усугубит кризис.

«Сейчас обострение смягчается сезонным фактором: автосезон заканчивается, спрос на бензин падает, поскольку сельское хозяйство, грузоперевозки и коммунальная техника работают на дизеле. Снижение потребления уменьшает давление на рынок, и биржевые цены начинают снижаться. Это постепенно делает торговлю снова рентабельной без необходимости поднимать розничные цены, и ситуация стабилизируется», — заключил Юшков.

Ограничения на продажу топлива объясняются не отсутствием бензина как такового, а несоответствием ценовых условий: независимые АЗС не могут покупать дорого и продавать дешево, поэтому сокращают объемы, что внешне выглядит как дефицит.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров