Москва. Все больше российских городов связывают свое дальнейшее развитие со строительством транспортно-пересадочных узлов. Районы, в которых расположены такие хабы, имеют массу преимуществ: транспортную доступность, новые рабочие места, интерес инвесторов.
Открытие ТПУ «Окружная». С. Собянин, А. Бочкарёв. Фото: Сергей Михеев https://stroi.mos.ru/
Сегодня ТПУ строят повсеместно, преимущественно в крупных городах. Так, не первый год действует пересадочный узел в Сочи. А в ближайшие годы в городе построят еще один – он появится в составе аэропорта, который планируют реконструировать до 2027 года. Кроме ТПУ, новый аэровокзальный комплекс будет включать второй терминал, цех бортового питания, грузовой терминал, ангары, а также коммерческие и рекреационные площади.
Создание пересадочного узла обсуждают и власти Владимира. Его запланировали на базе железнодорожного вокзала. Обновленное пространство обещают сделать удобным для большего количества пассажиров, и таким, чтобы владимирцы, не толпясь, смогли спокойно выехать с вокзала в город. Проект учел удобный переход на остановки общественного транспорта и парковку.
Новый ТПУ скоро появится в Грозном, где завершается реконструкция вокзального комплекса. Пересадочный узел будет представлять собой общий навес, накрывающий здание вокзала и перрон прибытия автобусов. После завершения работ вокзальный комплекс площадь 7 тысяч кв. м сможет вмещать несколько сотен пассажиров одновременно.
Но больше всего ТПУ в настоящее время строится в Москве. Их действует уже около 40, а до конца 2024 года будут построены еще 29 объектов. При этом помимо прочих удобств, узлам отводится роль драйверов развития территории.
ТПУ представляют собой многоэтажные комплексы, в которых терминалы для разных видов транспорта разведены по разным уровням. Но перемещаться между ними легко благодаря системе удобных переходов. Кроме того, в транспортный хаб интегрируются торговые площади, кафе и рестораны, зоны развлечений. В составе столичных ТПУ функционируют даже спорткомплексы и медцентры.
ТПУ Москвы объединили в себе лучший мировой опыт транспортных хабов, проекты которых были реализованы в Амстердаме, Пекине, Нью-Йорке, Токио, Лондоне, Берлине и других городах. Перенять его собирались и в Петербурге. Планы по строительству пересадочных узлов появились в Северной столице еще 8 лет назад. А в 2021 году публике представили первый проект по строительству 61 узла, автором которого стала компания «Мегалайн». Она же выступила и инвестором проекта.
По замыслу компании, первые ТПУ должны были появиться на базе окраинных станций метро. Каждый из них проектировался индивидуально, исходя из потребности конкретной территории и количества населения. Как правило, все узлы включали коммерческие помещения и перехватывающие парковки. Там автомобилисты могли бы оставлять свои машины, чтобы пересесть на автобус или метро. Кроме того, пассажиры имели возможность попутно совершить быстрые покупки или перекусить, и все это — не выходя на улицу.
Пилотные проекты инвестор рассчитывал реализовать на станциях метро «Гражданский проспект», «Улица Дыбенко», «Старая Деревня», «Проспект Большевиков» и некоторых других. На станциях «Улица Дыбенко» и «Гражданский проспект» в составе хаба планировалось построить автовокзальные комплексы с интегрированными посадочными платформами, перехватывающие парковки, а также специальные «карманы» для отвода общественного транспорта. Общая стоимость проекта, предусматривающего возведение 61 узла, составила 186 млрд рублей, а на первоначальном этапе инвестор планировал затратить более 21 млрд собственных средств.
Сеть узлов обещала снизить загруженность трасс в Петербурге и ускорить передвижения пассажиров по городу. При этом кроме привлечения к проекту московских экспертов, компания советовалась и с японскими архитекторами из компании Nikken Sekkei.
Но далекоидущие планы «Мегалайна» в Петербурге так и не стали реальностью. Заключив с компанией соглашение на ПМЭФ в 2021-м, Смольный отказался от него спустя год. И сейчас свой опыт и наработки «Мегалайн» планирует использовать при строительстве ТПУ «Кудрово» в Ленобласти, где готовятся к возведению нескольких крупных хабов. Тем временем в Северной столице была реализована транспортная реформа, которая стартовала в 2022 году и привела к сокращению популярных автобусных маршрутов и расширению зоны платной парковки.
Урбанисты и транспортные эксперты сходятся во мнении, что хабы смогли бы изменить облик Петербурга. Благодаря им были бы эффективно разведены пешеходный и транспортные потоки, сокращено время в пути, создана возможность комфортных пересадок, улучшена навигация, и наконец, предоставлены новые рабочие места. Но пока власти не вернутся к этой идее, жителям окраин придется пересаживаться под открытым небом в дождь и снег и выстраиваться в очереди на автобусы.