Санкт-Петербург. Знаменательное для всего архитектурного сообщества событие состоялось в Петербурге. Представители градостроительных организаций, архитекторы, общественники и другие эксперты в ходе круглого стола обсудили основные этапы развития, а также роль церковного зодчества в Северной столице. Дискуссия позволила обозначить актуальные вопросы, возникающие во время строительства уже современных храмов и воссоздания культурного наследия прошлых эпох.
Фото: baltphoto
Мероприятие организовал Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры (СВОИК) в Санкт-Петербурге. В начале встречи были озвучены цифры, которые легли в основу обсуждения. Так, с начала 21 века в Петербурге возвращено лишь девять утраченных церквей и часовен. При этом разрешение на реставрацию были выданы для 163 объектов, заявил президент регионального союза архитекторов Владимир Григорьев.
«В этих реалиях сложно говорить о каком-то влиянии церковного зодчества на городскую архитектуру», — подчеркнул он.
По словам эксперта, построенные недавно храмы в спальных районах чаще всего не несут никакой уникальной эстетической ценности. Подобные объекты странно выглядят на фоне многоэтажек.
Участники круглого стола назвали главные проблемы, повлиявшие на сложившуюся ситуацию. Вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин заявил, что религиозные объекты возводятся в основном на пожертвования прихожан, которые не могут дать достаточно денег. Такую точку зрения поддержал заместитель директора Фонда СВОИК Андрей Мезилев. Он отметил, что решение о строительстве нового храма должно приниматься профессионалами этой области, чтобы церковь появилась в нужном месте и соответствовала духовным и историческим канонам.
Кроме того, чем ближе к центру расположен исторический объект, тем сложнее его восстановить. Территории в городе уже давно разделены в ходе приватизации, в некоторых случаях даже храмы принадлежат частным лицам, рассказал диакон, архитектор Роман Муравьёв. Количество работ по воссозданию разрушенных памятников архитектуры колоссальное. С 1917 Петербург потерял около 1000 домовых и отдельно стоящих религиозных сооружений.
Многие храмы Северной столицы были разрушены, однако основные смогли уцелеть. Именно религиозные объекты, по мнению архимандрита, председателя Комиссии по архитектурно-художественным вопросам Александра Фёдорова, являются градообразующими. Эксперт обратил внимание на еще одну проблему при восстановлении церквей — конструктивное развитие социально-психологических взаимоотношений между строителями, благотворителями, духовенством и прихожанами. Также наиболее острым является вопрос кадров. Основы церковного зодчества на сегодняшний день преподают лишь в трех высших учебных заведениях региона — в государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица, Петербургской академии художеств и государственном архитектурно-строительном университете.
При этом руководитель архитектурной мастерской «Тектоника» Кирилл Яковлев отметил, что даже самый лучший знаток свое дела не сможет составить проект в рамках выделенного бюджета. Несмотря на это, участники дискуссии согласились, что сейчас профессия архитектора начала снова становиться востребованной. В прошлые века архитектор являлся третьей по значимости фигурой в обществе после правителя и представителя духовенства, напомнил Григорьев.
Как рассказал заместитель Епархиального архитектора Санкт-Петербурга Алексей Одинцов, уже создаются специальные программы строительства и реставрации церквей. На проектах хватает талантливых архитекторов, но отмечаются другие проблемы.
Часть вопросов может быть решена, если нормы храмового зодчества пропишут в законодательстве. Тогда решение о возведении святыни будет приниматься намного проще, посчитал архитектор Петербургской Епархии Дмитрий Борунов. Представитель градостроительного сообщества Ярослав Костров добавил, что горожане зачастую недовольны возведением храмов в местах плотной застройки, где наблюдается нехватка парков с детскими площадками.
При этом несогласие со строительством таких объектов выражают и жители спальных районов. Градозащитник Дмитрий Ратников уверен, что более продуманные и эстетически верные проекты могли бы сократить количество конфликтов.
В результате дискуссии все участники сошлись во мнении, что в новых районах необходимо формировать единый художественно архитектурный стиль. Для этого следует продолжать обсуждение и налаживать коммуникацию всех участников процесса, в том числе обычных граждан.