Российские суда больше нельзя ремонтировать в Норвегии, а в России – почти негде

Мурманская область. Отношения России и Норвегии в рыбопромысловой сфере выстраивались годами, были разные трудности от спорных зон для освоения квот (в том числе по Шпицбергену) до работы в пандемию коронавируса. И все же если на уровне государственной власти вопросы порой подвисали в воздухе, на уровне взаимоотношений между конкретными компаниями диалог выстраивался конструктивный. Но в 2023 году между странами произошел глубокий разлом, который может серьезно сказаться не только на российской стороне, но и на норвежской.

1

Фото: пресс-служба Мурманского морского рыбного порта

Еще в 2022 году многие иностранные порты, например, Болгария, Бельгия, Эстония, Италия, Великобритания и другие, ввели запрет на заход российских судов. Норвегия держалась до последнего, несмотря на груз антироссийских санкций. 

Как отметил во время ежегодного собрания Союза рыбопромышленников Севера в 2022 годупредседатель Константин Древетняк, российско-норвежское сотрудничество длится более полувека, включается в себя не только вылов рыбы и судоремонт, но и научную работу по оценке промысловых запасов, и экологическое сотрудничество.

«Пока мы контактируем с норвежскими рыбаками, работаем за пределами политических проблем и понимаем, что улов и запасы рыбы зависят от того, как Россия и Норвегия сработают в акватории Баренцева моря», — пояснил тогда Константин Древетняк.

Первый шаг в сторону запрета был сделан  в октябре 2022 года, когда королевство ввелоограничения на заход в свои порты российских рыболовных судов валовой вместимостью более 500 тонн. Нашим судам разрешили заход только в порты Тромсё, Киркенес и Ботсфьорд. А этой весной тиски ограничений стали еще крепче.

«С 15 мая 2023 года по решению полиции Норвегии ограничен сход на берег для членов экипажа российских судов в портах Киркенес и Ботсфьорд. Исключением являются случаи обращения в медицинские учреждения», — сообщили в Генеральном консульстве России в Киркенесе.

Помимо этого непростая ситуация складывается с норвежскими судоверфями. Ремонт и обслуживание российских судов приносят Киркенесу доход порядка 630 миллионов норвежских крон. Но из-за антироссийских санкции объём работ значительно сократился – местным компаниям буквально запретили брать наши суда, а плата за оказанные услуги стала проходить с задержкой из-за отключения российских банков от системы SWIFT.

Несмотря на это, несколько месяцев в Киркинесевсе же работали с российскими судами, пользуясь обтекаемыми формулировками запретов. Как заявили на самой судоверфи, её посещали норвежский премьер-министр, министр промышленности и министр финансов, они оценивали, какие работы проводятся с российскими судами, и нарушений санкций не нашли.

Но недавно норвежское правительство разослало напоминание о запрете на работу с российскими судами кроме экстренного ремонта. Так, министр иностранных дел Анникен Хюитфельдт, отметила, что уголовное преследование грозит и тем, кто непреднамеренно нарушает запрет, и тем, кто делает это осознанно. Что на той же судоверфи «Kimek», через которую проходят многие мурманские суда, восприняли как ужесточение ограничений и анонсировали новую волну сокращения сотрудников.

«Вводить местное сообщество в эту игру без предварительного диалога настолько бездарно, что я никогда не думал, что это может произойти. То, что правительство выпускает пресс-релиз, а мы заранее не знаем его содержания, это скандал. Это оскорбление наших сотрудников», — цитирует NRK директора Kimek Грегера Маннсверка.

Новые правила грозят убытками не только судоверфи, но и всему муниципалитету. Для российской стороны это тоже серьезная проблема, так как мощностей для судоремонта в России пока не хватает.

«Действительно, ремонт судов запрещен. Исключение составляют только случаи, когда ремонт аварийный и несет риск для членов экипажа. Компания должна согласовать объем ремонтных работ. Таким образом, Норвегия для нас полностью закрыта. Ситуация на сегодняшний день показывает, насколько остро стоит необходимость организации судоремонта и судоснабжения на территории России», — сообщил полномочный представитель директора ООО УК «Норебо» Владимир Григорьев.

О необходимости развивать гражданский судоремонт в Мурманске говорят не первый год, однако сделать это по щелчку пальцев невозможно. Поэтому предложение пока не удовлетворяет спрос.

«Сегодня пойти на ремонт в иностранные порты мы не можем, нам приходится работать здесь. Нужны доки, чтобы суда могли проходить освидетельствование на российской территории. Среднетоннажное судно в Мурманской области продоковать практически невозможно», — отметила сопредседатель правления Союза рыбопромышленников Севера Ирина Мокерова.

Один из шагов в сторону развития судоремонта в Мурманской области – принятое в начале 2022 года решение Правительства РФ об установлении для судоремонтных заводов нулевой ставки НДС с условием, что в течение семи лет внутренние инвестиции составят не менее 20% .

«Решение позволит бизнесу за счет сэкономленных средств нарастить свои инвестиционные возможности и больше вкладывать в долгосрочные проекты – закупать передовое дорогостоящее оборудование», — так прокомментировали данный шаг в Правительстве РФ.

С развитием ситуации вокруг Норвегии от рыбопромысловых компаний России ожидаются новые заявления.

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров