Промышленный лов семги в бассейне Белого моря хотят запретить, чтобы не потерять популяцию

Мурманская область. Любительский и промышленный лов атлантического лосося, которого еще коротко называют семгой, в Мурманской области – одно из важных экономических направлений, которое привлекает и туристов, и бизнес. В апреле 2023 года Ассоциация «Русский лосось» неожиданно для многих выступила с инициативой запретить промышленный лов семги в бассейне Белого моря. «АБН Северо-Запад» разбиралось, чем была продиктована эта идея и действительно ли нужен запрет.

1

Фото: пресс-служба Федерального агентства по рыболовству

Возглавляет «Русский лосось» бывший губернатор Мурманской области Марина Ковтун, для которой поездка с удочкой на семужьи реки – один из лучших видов отдыха. Словом, о рыбалке она знает многое. Как рассказала президент Ассоциации, инициатива запретить промышленный лов родилась из-за опасения, что популяция ценной красной рыбы критично сократится. Сейчас квота для компаний составляет порядка 40 тонн.

«Семга нерестится в реках, а нагуливается в море. Следовательно, чем больше рыбы выловят в Белом море, тем меньшее ее количество зайдет в реки и произведет там потомство. В 52 реках Белого моря численность производителей находится ниже необходимого для устойчивого естественного воспроизводства количества, следовательно,  в 75% беломорских рек атлантический лосось находится под угрозой̆  исчезновения. В бассейне Белого моря с 90-х годов прошлого века интенсивность промысла (включая браконьерский̆) достигла предельно высокого уровня, и многие популяции уже не в состоянии противостоять промысловому прессу», — рассказала Марина Ковтун «АБН Северо-Запад».

В качестве одного из аргументов, почему промышленный лов опасен, приводят статистику. По данным Полярного филиала ФГБНУ ВНИРО, за последние 30 лет численность популяции семги в Варзуге снизилась в 10 раз — до 6-9 тысяч особей. 

Фото: pxhere

В Мурманской области не в первый раз беспокоятся об атлантическом лососе. Так, в 2015 году заговорили даже о риске исчезновения популяции, когда случилась вспышка новой для региона болезни – сапролегниоза. «Плесень» поразила семгу и сига в разных реках Кольского полуострова, но особенно много зараженных особей обнаружили в Коле. Ситуация была настолько тяжелой, что на определенный период вылов семги запретили в реках Нижнетуломского бассейна, Коле и Кице.

С тех пор больную рыбу находят каждый год. Самое опасное, что ульцеративный дермальный некроз кожи лосососевых поражает только рыб-производителей, что ставит под угрозу нерест.

Проблемами популяции атлантического лосося занимается фонд сохранения биологического разнообразия Кольского полуострова «Мурманский лосось». Его представители также отмечают угрозу, о которой говорят в Ассоциации.

«Если в семужьи реки заходит меньше производителей семги, чем установлено сохраняющим лимитом, то промышленный лов необходимо прекратить. Это рекомендации ученых. С 2014 года в реку Варзугу нерестовых производителей заходит меньше сохраняющего лимита в 19 000 экземпляров. Например, в 2017 году в реку зашли 893 штуки», — объяснила руководитель фонда «Мурманский лосось» Людмила Ермакова.

Справедливый вопрос, зачем же полностью запрещать этот вид бизнеса, если можно снизить квоту? Но, как отмечают в Ассоциации, это нерационально из-за высокой себестоимости рыбы при малых объемах вылова. И выход только один – перейти к любительскому лову, а также развивать аквакультуру.

«Сейчас более 99% потребления атлантического лосося обеспечивается предприятиями аквакультуры, где себестоимость выращенной рыбы в пересчете на килограмм товарного веса по сравнению с себестоимостью промысловой рыбы (обусловленной затратами на промысел) гораздо ниже. Таким образом, выловленный дикий лосось не может и не будет составлять конкуренцию искусственно выращенному. В настоящее время в Мурманской области выращивают порядка 22 тысяч тонн лосося в год», — сообщили в «Русском лососе».

Компании, которые занимаются промышленным ловом семги, инициативу Ассоциации комментируют осторожно, так как мера для них, мягко говоря, не популярная. Но все же проблемы с популяцией красной рыбы отмечают. Как сообщили в Союзе рыбопромышленников Севера, на водоемах Кольского полуострова остро стоит вопрос с браконьерством.

Рассмотрели инициативу Ассоциации в мае на заседании научно-промыслового совета Северного рыбохозяйственного бассейна.

«Было принято решение отложить вопрос до проведения следующего совещания совета в ноябре 2023 года для выработки единой позиции», — сообщили в министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.

В «Русском лососе» отметили, что в ряде других стран запрет уже ввели, и результат был положительным. Глава Ассоциации Геннадий Жарков отметил, что потенциальные ограничения не повлияют на цены на рынке, так как практически весь продаваемый в магазинах лосось является аквакультурным. 

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров