Мурманская область. Предприниматель из Мурманской области, председатель попечительского совета фонда «Добрый мир», соавтор проекта «Благодельня» Александр Терлецкий принял участие в пресс-конференции «Сколько стоит социальная ответственность? Эффективность для бизнеса, региона и государства», которая прошла в ТАСС.
Фото: из личного архива А. Терлецкого
Весной 2023 года фонду удалось осуществить проект, к которому шли несколько лет, — открыть социальную столовую «Благодельня» для северян, попавших в трудную жизненную ситуацию. Финансирование идет за счет пожертвований и поддержки бизнеса в лице Терлецкого.
«Открывая столовую, мы не знали, что этот проект вызовет такой резонанс даже за рамками региона. Сейчас поступает много предложений прийти и рассказать о нашем опыте. Мы создавали столовую с едой для северян, попавших в сложные жизненные условия, а в итоге уже через несколько месяцев работы она превратилась в своеобразный интеллектуальный центр — место притяжения для общения пенсионеров, многодетных семей, одиноких родителей. В день от 170 до 220 людей приходят за бесплатными обедами», — рассказал Александр Терлецкий.
«Благодельня» — яркий пример того, как бизнес может помогать региону, где работает, помимо выплаты налогов. Но чтобы предприниматели понимали свою социальную ответственность и реализовывали действительно важные и нужные проекты, нужна четкая координация с государством. На встрече отметили, что тема социальной ответственности не нова, и важно, чтобы в треугольнике власть-бизнес-общество она звучала. Социальные расходы государства растут, ложатся на федеральный бюджет, но в каждом регионе есть компании, которые делают свои социальные и благотворительные проекты. И эту деятельность надо поощрять, не создавая лишние преграды.
«Главным препятствием корпоративной социальной ответственности является информационная проблема, надо чаще и лучше ее освещать. Также на съезде промышленников и предпринимателей Владимир Путин отметил, что нельзя действовать запретами, ограничениями и принуждениями, должен развиваться консенсус, понимание, что именно социальная ответственность – это основа устойчивости компании. Любой бизнес не может отделять себя от территории, где работает», — отметил депутат Госдумы, заслуженный врач Республики Татарстан Айрат Фаррахов.
Как добавил Терлецкий, фонду «Добрый мир» пришлось приложить титанические усилия, чтобы обратить внимание общественности на себя. Именно с открытием «Благодельни» о нем стали часто говорить и писать.
Помимо информационной проблемы есть еще и препятствие в виде отсутствия четкой структуры и комфортных условий для того, чтобы предприниматели развивали социальные проекты.
«Эта сфера не структурирована и не упорядочена, а бизнес и государство должны быть единой системой: государство дает социальный заказ, бизнес делает то, что действительно нужно. Сейчас часто проекты делают ради галочки, не ради реальной пользы, а чтобы написали в СМИ. Ситуация чем дальше, тем становится все более токсичной», — поделилась своим мнением руководитель экспертного совета Гильдии журналистов в области здравоохранения «Медколлегия» Кристина Муравьева.
Словом, предпринимателям надо видеть, что их усилия видит и ценит власть, а власти – что компании хотят приносить пользу.
«Про некоторых бизнесменов могу сказать так: жадный всегда голодный. Лечится это элементарно – разумной щедростью. Я не знаю ни одного человека, который приходит в столовую, но знаю, это люди, которым нужна помощь. Важный и понятный для меня момент – бизнес в своем регионе должен помогать. Мы — малое предприятие, но на своем примере показали, как в центре открыть столовую. Проект заинтересовал представителей из других регионов как эффективная социальная модель. Для эффективного продолжения подобных проектов в регионах бизнесу нужны даже не деньги, а возможность предоставления работы и хотя бы минимальное внимание со стороны руководителей своего региона и СМИ. Это должно стать ролевой моделью для всего бизнеса крупного и малого. И такая модель должна поощряется в обществе и со стороны бизнеса, и со стороны государства», — отметил Терлецкий.
Интересную мысль высказал исполнительный директор «ЭФКО», сооснователь общественной лаборатории «Будущее здоровья» Сергей Иванов. По его словам, государство не должно навязывать бизнесу идею социальной ответственности, инициатива должна идти от второй стороны, а хорошим стимулом должен стать институт репутации.
«Уверен на 100%, что социальная ответственность должна быть инициативой именно руководства компаний», — добавил предприниматель из Мурманска.
Отмечается, что в год «Благодельня» сможет помочь 55 тысячам северян. И поддержка со стороны бизнеса проекту очень нужна.