Мурманская область. В сфере рыбопереработки в Мурманской области сложился острый дефицит охлажденного сырья. Как отмечают участники рынка, причины тому разные: от строительства фабрик под инвестпроекты до политики отдельных компаний, которые предпочитают увозить рыбу за границу.
Фото: baltphoto
«Мы часто озвучивали проблему нехватки сырья, в том числе охлажденного. Потому что смысл постройки фабрики в Мурманске – это работа на охлажденном сырье, мороженую рыбу можно и в другой регион увезти. Прибрежная квота достаточно небольшая [35 тысяч тонн в 2023 году], половина принадлежит «Норебо», остальное распределяется между рыбоперерабатывающими предприятиями. Еще до начала постройки судов и фабрик под инвестиционные проекты рыбы не хватало. А после их строительства они стали конкурировать с нами на свободном рынке, завышают цены на сырье», — рассказала Елена Чабанюк, коммерческий директор компании «Рыбные мануфактуры Мурманск» (входит в группу компаний «Агама»).
По ее словам, нужны новые меры регулирования отрасли, в том числе изменение повышающего коэффициента для тех, кто привозит в Мурманск охлажденное сырье. Еще один вариант решения проблемы — перерасчет формул: чем больше судов под инвестпроекты у предприятия вошло в эксплуатацию, тем меньше квота. На следующий год прибрежная квота опять станет меньше, поэтому сырья будет не хватать еще больше, уверяет Елена Чабанюк.
Сейчас рыбоперерабатывающий сектор компании загружен примерно на 40%, похожая ситуация и на других фабриках, отмечают в компании «Рыбные мануфактуры Мурманск». При этом предприятия могут принять в 2-3 раза больше охлажденного сырья. Еще одним камнем преткновения для работы стало российское законодательство по части допустимой нормы содержания мышьяка в рыбе, которое устанавливает более жесткие ограничения, чем в других странах. Поэтому рыбакам проще возить рыбу за границу, чем в Россию.
Небольшим компания трудно конкурировать с гигантами вроде «Норебо», которые могут позволить себе существенные инвестиции во флот, строительство «холодильников», перегрузочных пунктов и фабрик. Такие компании получают собственную квоту, и улов могут поставлять на свои фабрики, обеспечивая их работой. Рыбоперерабатывающим компаниям, у которых нет собственного флота, приходится не в пример тяжелее. Они вынуждены переходить на замороженное сырье, но здесь больше конкуренция, так как такую рыбу дешевле обрабатывать не в Мурманской области, где больше затраты на электроэнергию и отопление, а также надо платить районные коэффициенты и полярные надбавки сотрудникам, а в других регионах.
С установлением санкций и нестабильным валютным курсом появились новые трудности.
«Когда мы покупали фабрику в Мурманске, основная задача была — поставка качественной рыбопродукции на российский рынок. Но столкнулись с тем, что, закупая сырье по конкурентным ценам, мы не можем продавать всю продукцию на наш берег, поэтому, соответственно, экспортируем. 99% нашей продукции идет на европейский рынок. После введения санкций мы замерли: как нам быть, как перестроиться. Мы сейчас смотрим на другие рынки сбыта, но это не быстрый процесс. К тому же на нашей фабрике, как и на многих других подобных российских предприятиях, в основном стоит исландское оборудование», — пояснила Елена Чабанюк.
Как отмечает Ирина Вансович, исполнительный директор мурманского представительства НО «Рыбный союз», недозагрузка рыбоперерабатывающих фабрик в регионе сказывается на всей отрасли. Если рыбаки не привозят рыбу в Мурманск, то лишают этим рабочих мест все связанные предприятия от судоремонта до рыбопереработки. Также растет цена на рыбную продукцию – сейчас треска в мурманских магазинах порой стоит дороже мяса. Если рыбопромысловые компании начнут отгрузку улова на российский берег, это автоматически снизит стоимость продукции для населения.