Мурманская область. Проекты «Лидер» и 22220, возродившие строительство атомных ледоколов в России, требуют создания судов обслуживания и инфраструктуры. Сейчас порты Севморпути, в том числе Мурманск, где базируется ледокольный флот, не готовы на 100% к увеличению числа атомоходов.
Фото: unsplash.com
«У нас проблема с доковым хозяйством: некуда поставить такие большие ледоколы. После того, как в Росляково потеряли док, на Северо-Западе в этом плане появилась большая проблема», — рассказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица.
Речь идет о происшествии, которое случилось в ночь на 30 октября 2018 года, когда при выводе из дока авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на 82 судоремонтном заводе в Росляково затонул плавучий док ПД-50. Поднять его для восстановления не смогли. У «Атомфлота» остались места для докования ледокола «50 лет Победы» и других атомоходов, а также судов заказчиков. Но с учетом ввода в строй ледоколов проекта 22220 и роста интенсивности грузопотока по Севморпути, исключающего длительный простой, этих мощностей не хватает. Также существующие доки не подходят для современных ледоколов по размерам.
По заказу «Атомфлота» в марте 2022 года на стамбульской верфи Kuzey Star Shipyard заложили плавучий док взамен затонувшему, длиной порядка 200 метров, шириной 48 и высотой понтона почти 6 метров. Осенью 2023 года сооружение спустили на воду.
«Его уже построили, комиссия его принимает, как закончит – летом начнем буксировать в Мурманск», — уточнил Леонид Ирлица.
Стоимость контракта составила почти 5 млрд рублей. Одной из причин размещения заказа не в России, а в Турции стали сжатые сроки реализации, при том, что отечественные заводы загружены работой по строительству новых ледоколов, которые планируют сдавать каждые два года. Также помимо них строятся суда сопровождения и энергофлот для разработки месторождений в Арктике.
В госкорпорации отмечают, что при буксировке дока из Турции в Мурманск, который займет около месяца, есть санкционные риски.