Возобновление прямых морских рейсов Мурманск – Шпицберген укрепит позиции России в Арктике

Мурманская область. Из порта Мурманск 1 июня стартовал первый за 27 лет прямой морской рейс на Шпицберген для туристов. Выполняет его научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».

1

сгенерировано нейросетью Кандинский

Всего за лето-2025 судно выполнит два рейса с туристами, второй начнется 13 июня, продолжительность – 12 дней. Это сопоставимо с турами из Мурманска на Северный полюс на ледоколе «50 лет Победы». Но цены отличаются: самый дешевый тур на Шпицберген стоит 547 тыс. рублей, самый дорогой – 911 тыс. рублей, тогда как на Северный полюс – от 3 до 4,8 млн рублей соответственно.

На НИС «Профессор Молчанов» помимо туристов – ученые, сотрудники треста «Арктикуголь» и их родные, важные грузы от провизии до стройматериалов. Как рассказывает генеральный директор «Арктикуголь» Ильдар Неверов, прямой рейс открывает новые перспективы – как для регулярного пассажирского сообщения, так и для укрепления позиций российского присутствия на архипелаге.

Рейсы на «Профессоре Молчанове» организованы по поручению заместителя председателя правительства Российской Федерации — полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева и министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова. Ранее вся логистика со Шпицбергеном шла через Норвегию, которая в последнее время стала ограничивать возможности российской стороны. Например, российским туристам перестали выдавать визы, а суда с грузами стали стопорить в портах. Для прямых рейсов из Мурманска визы не нужны.

«Трест работает в эпицентре санкционного поля. Ранее при поддержке правительства Мурманской области мы организовали грузо-пассажирское сообщение через порт Мурманск, в прошлом году доставили на архипелаг 60 контейнеров со снабжением, 46 пассажиров, вывезли 500 тысяч тонн угля и 200 тысяч килограммов различных отходов и вторсырья для переработки. Но это были рейсы на грузовых судах, их не сравнить по скорости и комфорту с «Профессором Молчановым», — рассказал Ильдар Неверов.

Как добавила заместитель губернатора – министр развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова, открытие прямого морского сообщения не только даст стимул для развития туризма, но и поддержит науку и поспособствует развитию международных отношений в северных широтах.

Председатель Национального агентства стратегического развития Арктики Александр Еликов считает, что с открытием регулярного морского сообщения между Мурманском и Шпицбергеном Россия делает важный шаг не только в развитии туризма, но и в укреплении своих позиций в Арктике.

«Сегодня попасть на Шпицберген непросто – большую часть года можно добраться только самолетом, часто с пересадкой в Норвегии. Это долго, дорого, а в современных реалиях и проблемно. Прямые рейсы из Мурманска сократят стоимость путешествия в 2-3 раза. Значение этого маршрута выходит далеко за рамки туризма. Шпицберген – стратегически важная территория. Пока норвежцы развивают инфраструктуру и продвигают архипелаг как туристическое направление, российское присутствие кажется скромным – оно просто иное и новый морской маршрут поменяет позиционирование в целом: снизит зависимость от иностранной логистики (больше не нужно лететь через Норвегию); укрепит позиции России как арктического транспортного хаба, привлечет инвестиции в инфраструктуру. Открытие морского сообщения – только первый шаг. В перспективе я бы предложил круглогодичные рейсы с развитием ледокольного флота, комбинированные маршруты (Шпицберген – Земля Франца-Иосифа – Новая Земля), научно-туристические центры для изучения Арктики. Это поспособствует развитию сопутствующей инфраструктуры и сильно укрепит и так крепкую позицию России в арктическом регионе», — отмечает Александр Еликов.

По мнению директора по маркетингу круизной компании Клуб полярных путешествий Тамары Науменко, туризм на Шпицбергене не станет массовым по ряду причин, в том числе из-за стоимости и необходимости учитывать, что это заповедные места, которые испытывают сильное воздействие климатических изменений и могут подвергнуться еще большему риску из-за роста антропогенной нагрузки.

«Иностранные туристы сейчас составляют основной поток туристов на архипелаге, но на международном рынке значительно выше конкуренция. Конечно, работает глобальный тренд на устойчивый туризм и Арктику как «последний рубеж», как и высокая платежеспособность европейских, американских и азиатских гостей. Плюс инфраструктура Шпицбергена изначально ориентирована на международных посетителей. Для российских компаний ставка только на иностранцев рискованна из-за внешних факторов, но игнорировать их нельзя. За счет упрощения транспортного режима между российскими территориями, например, запуска авиасообщения, доступность такого путешествия для россиян может быть повышена», — объясняет Тамара Науменко.

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров