Санкт-Петербург. В конце 1990-х в Петербурге открылся первый магазин «Пятёрочка», а сегодня сеть насчитывает более 300 франчайзинговых точек. АБН24 принял участие в бизнес-завтраке, который компания провела для петербургских предпринимателей, собственников недвижимости и инвесторов. Рассказываем, какую модель развития франчайзинга выбрала компания и почему для начинающих предпринимателей будет интересно рассмотреть новые форматы работы на рынке продуктового ритейла.
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
В сложные времена люди могут отказаться от покупки автомобиля или недвижимости, но не от продуктов питания. Именно поэтому в числе самых востребованных у предпринимателей видов бизнеса традиционно лидируют франшизы продуктовых ритейлеров. Какие возможности открывает для предпринимателей новая для российского рынка модель обратного франчайзинга, представители «Пятёрочки» рассказали на бизнес-завтраке в Петербурге.
Сегмент продуктового ритейла развивается стабильно даже в условиях экономического кризиса, который обычно сопровождается инфляцией. И основная причина здесь одна: продукты питания относятся к товарам первой необходимости, поэтому продолжают пользоваться спросом даже в непростые времена.
Подтверждение этого тезиса в своем выступлении наглядно проиллюстрировала руководитель направления развития франчайзинга торговой сети «Пятёрочка» Ольга Маремьянина. Она представила рейтинг готовности отказа от категорий товаров, где продукты питания стоят на самом последнем месте.
«Продуктовый ритейл будет работать и развиваться при любых обстоятельствах. Мы уверены в развитии нашей отрасли. Наши партнеры, как показывает практика, остаются с нами надолго и обычно открывают сразу по несколько магазинов», – отметила спикер.
Повышенный интерес предпринимателей к работе с «Пятёрочкой» помимо хорошо узнаваемого бренда обусловлен моделью обратного франчайзинга. Сеть предлагает приобрести не просто право вести бизнес под известным брендом и успешную бизнес-модель, но и берет на себя большой объем закупочной работы.
Как обратил внимание директор департамента франчайзинга сети Михаил Кольцов, франчайзинговый проект «Пятёрочки» появился почти 15 лет назад. За это время компания попробовала большое количество различных вариаций и моделей развития. В итоге с 2018 года сеть остановилась на обратном франчайзинге. В последние полтора-два года это направление развивается особенно стремительно.
«С 2018 года по модели обратного франчайзинга мы запускали от 10 до 15 магазинов в год, и уже в 2023 году мы запустили 63 магазина по франшизе. К сентябрю 2023 года общее число магазинов, работающих по обратной франшизе сети превысило 300, а в следующем году мы хотим выйти на цифру в 700 магазинов», – делится планами Ольга Маремьянина.
Сама модель выглядит следующим образом: франчайзи инвестирует в ремонт и оборудование нового магазина, а торговая сеть работает с производителями и поставщиками товара, организует рекламные кампании, обучает персонал и предоставляет другие возможности. Главное же отличие обратного франчайзинга от прямого заключается в том, что у партнера нет роялти, а за товар он рассчитывается уже после его реализации.
Одна из основных задач партнера заключается в выстраивании операционных процессов в магазине. Оплата аренды помещения, зарплаты персоналу и оплата коммунальных услуг также в зоне ответственности франчайзи. За эту работу он получает ежемесячный доход в виде агентского вознаграждения. Его размер составляет от 20% до 22% от выручки. При такой модели сотрудничества риски предпринимателя сведены к минимуму.
Как объясняют представители компании, на точку безубыточности удается выйти очень быстро, потому что не нужно платить деньги за товар, а партнеры просто получают его на реализацию.
«Вам не приходится придумывать, какой ассортимент будет на полках стоять, как он будет располагаться, не нужно договариваться с производителями и поставщиками, все уже придумано. Мы полностью берем на себя логистику, ассортиментную матрицу, формируем ценовую политику», – подчеркивает руководитель направления привлечения франчайзи «Пятёрочки» Валерия Осташева.
Для самой сети подобная модель взаимодействия с партнерами также представляется выгодной. Во-первых, она помогает ускорить свое развитие за счет привлечения новых партнеров, во-вторых, позволяет контролировать ключевые бизнес-процессы и стандарты сети во всех магазинах. Именно от этих моментов зависит восприятие бренда и покупателей.
Как в ходе завтрака отметил депутат, руководитель профильной комиссии по инвестициям ЗакСа Санкт-Петербурга, координатор ОО «Деловая Россия» по СЗФО Дмитрий Панов, франчайзи должны ответственно относиться к стандартам сети, чтобы качество товара оставалось высоким в любом магазине, вне зависимости от его местоположения. Такими же критериями в своем развитии руководствуется и «Пятёрочка».
Присутствовавший на завтраке франчайзи торговой сети «Пятёрочка» Сергей Серогозов подтвердил высокий уровень консалтинговой поддержки на всех этапах работы по запуску нового магазина, и рассказал о планах по открытию нового магазина по франшизе сети в Ленобласти.