Юридические особенности самозанятости: экспертные заключения для независимых подрядчиков

Санкт-Петербург. Самозанятость становится все более заметным трендом на рынке труда Российской Федерации. Этому способствует несколько факторов: рост профессий в сфере фриланса и увеличение, так называемой, «платформенной занятости».

1

Фото: pxhere

Самозанятость для многих выглядит выгодным решением – как оптимизация налоговой нагрузки с минимизацией документооборота. Однако, как и любой другой режима оформления трудовой деятельности, он не лишен юридических ограничений, о которых стоит знать, как потенциальным, так и действующим самозанятым. Наталья Вайнберг, юрист и общественный деятель, рассказывает о юридических особенностях самозанятости как новой формы трудовых отношений, с которыми сталкиваются независимые подрядчики и их клиенты.

Особенности исполнения работ/услуг самозанятыми

Уже сейчас, многие профессии переходят в формат работы сотрудничества с платформами–агрегаторами: такси, курьерские службы, мастера по бытовому ремонту, и многие другие специальности. В этом случае, лица выполняющие работы и услуги работают в качестве самозанятых, а платформа выполняет роль посредника.

При этом, самозанятые, заказчики и платформы вступают в специфическую форму взаимоотношений, которая предполагает ряд особенностей, отличающих самозанятость от обычного найма:

  • У самозанятых отсутствуют подчинительные отношения с заказчиком;
  • Самозанятые не являются частью трудового коллектива организации;
  • Заказчик не может устанавливать график работы для самозанятого. Последний самостоятельно определяет порядок и время выполнения задачи в соответствии со сроками, указанными в договоре;
  • Самозанятые самостоятельно обеспечивают себя спецодеждой и инструментом для выполнения работ/услуг (однако они могут быть предоставлены, с согласия заказчика);
  • Для самозанятых отсутствуют оплачиваемые больничные листы и ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • Самозанятого нельзя принудительно отправить в командировку;
  • Нельзя возложить материальную ответственность на самозанятого по схеме, предусмотренной ТК РФ;
  • Заказчиком не уплачиваются страховые взносы и НДФЛ за самозанятого.

Для каждой из сторон часть этих особенностей становится преимуществом, а часть – недостатками. Так, самозанятые получают большую самостоятельность и независимость в выполнении работ и оказании услуг, но теряют ряд социальных гарантий, например отсутствие возможности получить оплачиваемый больничный лист или ежегодный оплачиваемый отпуск за счет работодателя (поскольку отсутствует факт трудовых отношений).

В свою очередь, заказчики и платформы существенно теряют в возможности управлять работой нанятого сотрудника, но при этом снижают объем налоговых отчислений.

Годовой лимит дохода

Важной особенностью самозанятости является ограничение возможного получаемого дохода в рамках этого статуса.

Для лиц, использующих налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход), лимит годового заработка составляет 2,4 млн. рублей с отсчетом периода от начала календарного года. Сама норма не предполагает юридических проблем, но в случае превышения годового лимита заработка возможны неприятные последствия как для самозанятого, так и для его заказчиков.

Плательщик НПД, превышая данный лимит, теряет возможность до конца года использовать его. Получаемый доход в этом случае, должен облагаться стандартной ставкой НДФЛ – 13%, что в 2–3 раза выше ставки НПД (в зависимости от статуса заказчика), также от него потребуется подача декларации о доходах. Альтернативой может стать открытие ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН).

Для заказчиков последствия могут быть значительно серьезнее. После того как лимит превышен, на все суммы, перечисляемые исполнителю, возникает обязательство по уплате НДФЛ и страховых взносов, что существенно повышает налоговую нагрузку.

Решения у этой проблемы для самозанятых пока нет. Для заказчиков выходом является запрос у самозанятого справки о годовом лимите заработка перед заключением договора. Но этот метод тоже не абсолютная гарантия, особенно ближе к концу года, когда лимит может быть исчерпан уже к следующему заказу.

Дефицит трудового стажа

Рассматривая юридические особенности самозанятости стоит обратить внимание еще на один важный аспект – работа в этом статусе не засчитывается в трудовой стаж.

Платформа–агрегатор является только посредником, заказчик тоже не имеет статуса работодателя, а значит у них нет обязательств по уплате страховых взносов. Отчисления в Пенсионный фонд не идут, а значит, трудовая деятельность не засчитывается в стаж.

Эта юридическая проблема решаема – через оформление добровольного пенсионного страхования, но в этом случае самозанятому нужно самостоятельно отчислять страховые взносы. Для включения одного трудового года в страховой стаж минимальный размер страхового взноса в 2023 году составляет 42 878,88 руб., что существенно повышает финансовую нагрузку. Становится важен анализ, получает ли самозанятый в рамках платформенной занятости доход, который включал бы аналогичные взносы с его заработной платы, если бы он работал в качестве наемного работника на аналогичной должности.

Заключение

Таким образом, статус плательщика НПД – самозанятого предполагает особую специфику при выполнении работ и оказании услуг.

Часть этих особенностей становятся преимуществами для всех сторон. Другая может быть преимуществом для одной стороны и недостатком для другой. Также есть аспекты, которые можно назвать негативными для всех участников этого вида взаимоотношений. Однако, учитывая темпы роста числа самозанятых в России, можно сказать о действенности этой формы занятости и ее востребованности как со стороны исполнителей работ, так и со стороны потенциальных заказчиков.

Важной проблемой этого нового направления занятости становится невозможность правового регулирования многих вопросов в рамках действующего трудового законодательства: отсутствие «четких правил игры» для обеих сторон по многим вопросам.

Чтобы решить этот вопрос, в Государственную Думу внесен законопроект о занятости населения, вводящий в трудовое законодательство определения «платформенной занятости» и «самозанятости», как новой формы трудовых отношений. Следом будет создан закон–спутник, который будет детально описывать права и обязанности каждой из сторон при работе платформенных занятых.

Автор: Виктор Ануфриев

Новости партнеров