Санкт-Петербург. Крупные корпорации нефтегазового сектора оказывают масштабное влияние на развитие субъектов РФ, в том числе отдаленных. Во многом благодаря участию таких предприятий постепенно трансформируется имидж и общественное восприятия периферий — все больше квалифицированных кадров соглашаются на переезд в удаленные населенные пункты, потому что там создаются все необходимые условия для комфортной жизни. Особые успехи на этом поприще демонстрирует компания «Газпром».
Фото: пресс-служба Петербургского Международного газового форума
Эти и другие вопросы участия промышленников в социальной политике регионов обсудили участники круглого стола «Поддержка, удержание и развитие – социальная политика в компаниях нефтегазового сектора» в рамках XII Петербургского международного газового форума.
Как обратили внимание эксперты, к развитию программ корпоративной социальной ответственности предприятия подталкивает высококонкурентный рынок профессиональных кадров. Если не вкладываться в развитие культурной, социальной, спортивной и медицинской инфраструктуры — профессионалы своего дела не согласятся на переезд к местам добычи и переработки ресурсов, даже при высоких гонорарах.
Сотрудников нужно привлекать не только высокими зарплатами, но и компенсациями за ипотеку, детские сады, занятия спортом, обеспечением ДМС и оплатой путевок в летние детские лагеря. Немалую роль в формировании привлекательных географических и корпоративных брендов могут сыграть и тренинги, корпоративные выездные мероприятия, адресная помощь сотрудникам, уверен генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» Андрей Бондарчук.
При этом социальные проекты важно реализовывать не только в крупных городах, но и в вахтовых поселках. Бизнес активно строит и в таких населенных пунктах спорткомплексы и дома культуры, выступает партнером региональных администраций по созданию всей необходимой инфраструктуры для комфортной жизни.
Зампредседателя комиссии по благоустройству, транспорту, экологии и урбанистике Общественной палаты Санкт-Петербурга Александр Ходачек подчеркивает, что современные вахтовые поселки от предприятий, существенно отличаются от тех, что были в советское время.
«В таких местах можно создавать достойные условия для работы и жизни, даже несмотря на то, что туда едут по вахтовому методу», — уточняет Ходачек.
Отдельное внимание эксперты обратили на развитие инфраструктуры связи — специалисты, работающие на труднодоступных объектах, не готовы терять возможности для коммуникации и обучения. Бизнес реагирует на возникающий запрос — например, в компании «Газпром» недавно была создана единая цифровая система.
«Новый цифровой инструмент, объединяющий в одном аккаунте множество возможностей, позволил работникам корпорации из самых отдаленных уголков страны получать тот же уровень сервиса, который доступен жителям больших городов. Тем самым “Газпром” способствует развитию сотрудников в малых городах», — пояснил генеральный директор ООО «Оператор Газпром ИД» Андрей Ветошкин.
Яна Клементовичус, директор ИДПО-«ВЭШ», в свою очередь привела статистические данные по корпоративным соцпрограммам. По ее словам, согласно исследованию, проведенному в 2013-2014 годах, инвестиции «Газпрома» в эту сферу составили порядка 38-39 трлн рублей, тогда как другие компании в то же время тратили на эти цели 1-5 трлн рублей.
Поддержал коллегу и Александр Ходачек, кроме должности в Общественной палате занимающий пост президента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Эксперт также напомнил, что бизнес инвестирует в социальное развитие не только маленьких городов, но и мегаполисов. В качестве примера Ходачек привел Петербург, где реализуется программа «Газпром-детям», проекты реконструкции объектов культурного наследия и уличного освещения центральных районов, догазификации города и Ленобластиа, а также комплексного развития территорий морского фасада Петербурга, включая набережную «Лахта Центра» и прилегающие районы.