Санкт-Петербург. В Смольном соборе завершено написание 22 икон центрального иконостаса — ключевого элемента его исторического убранства, утраченного в советский период. Работа стала результатом многолетнего проекта по восстановлению архитектурного и художественного облика храма и важной вехой в его современной истории. При создании икон специалисты опирались на архивные материалы XIX века, сохранившиеся фотографии и образцы академической живописи того времени, что позволило максимально точно воссоздать облик утраченного ансамбля.

Фото: предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге
Строительство собора началось в 1748 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. Первым архитектором стал Бартоломео Растрелли, однако завершил строительство Василий Стасов в 1835 году. В том же году храм был освящен — так, в 2025 году исполняется 190 лет со дня завершения постройки и освящения собора.
Исторический центральный иконостас работы известного архитектора Максимилиана Месмахера был установлен и священ в 1875 году. Он имел высоту 22,5 метра и включал солею из хрусталя. Иконостас был интерпретацией шедевров мировой живописи. Русские мастера подражали Брюллову, Басину, Тициану, Рафаэлю Санти.
Новейшая история собора
В 1922 году Смольный собор был закрыт советской властью, в результате чего утеряно значительное количество предметов внутреннего убранства. После окончания Великой Отечественной войны в соборе еще сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места, однако в 1967 году началась реконструкция собора. Иконостас собора был демонтирован только в 1972 году. Храм окончательно вернули церкви лишь в 2016 году.
За последние годы здесь активно ведутся реставрационные работы. При поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры с 2021 года осуществляется проект по воссозданию утраченного иконостаса. КГИОП собрал исторические материалы — чертежи, документы, описания, изображения, а также нашел аналоги резных фрагментов барочных иконостасов XVIII века в коллекции ГМЗ «Царское село».
В 2022 году в соборе открылось музейное пространство, где представлены редкие гравюры с видами и планами Смольного, макет собора с колокольней — точная копия модели Растрелли, сохранившиеся элементы барельефов и иконостаса, а также интерактивные медиаэкспозиции.
В том же году храм получил список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, особо чтимой в доме Романовых. Именно с ней связывается избрание в 1613 году первого царя династии — Михаила Фёдоровича. Икона стала одной из главных святынь Смольного собора.
Отдельной темой остается дискуссия о воссоздании колокольни Смольного монастыря. По проекту Растрелли планировалось построить 170-метровое сооружение, однако строительство остановилось после возведения второго яруса — помешали война и смерть императрицы Елизаветы Петровны. В 1830-е годы недостроенные конструкции разобрали, а на их месте разбили газон. Фундаменты колокольни сохранились, и в 2022 году КГИОП признал их выявленным памятником археологии.
Проект восстановления колокольни считается крайне сложным с градостроительной точки зрения. Сегодня речь идет только о подготовительном этапе: ведутся исследования, обсуждаются архитектурные и социологические аспекты, проводятся консультации с отечественными и зарубежными специалистами.