Астраханская область. Государственная Дума Российской Федерации приняла изменения в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» в целях упорядочивания ценообразования и правового регулирования обслуживания газового оборудования в многоквартирных и жилых домах.

Фото: пресс-служба Думы Астраханской области
Основной причиной принятия закона является необходимость государственного регулирования деятельности по техническому обслуживанию внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (ВКГО), а также установке и замене этого оборудования. Это особенно актуально в условиях монополии газораспределительных организаций (ГРО) в части обслуживания газового оборудования.
Закон предусматривает введение государственного регулирования цен на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО в многоквартирных домах и ВДГО в жилых домах в соответствии с минимальным перечнем услуг по техническому обслуживанию, установленным постановлением Правительства России № 410. Правительство России также наделяется полномочием по определению порядка разработки и утверждения цен на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО в соответствии с минимальным перечнем, а также цен на установку и замену этого оборудования.
По словам Павла Завального, первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, введение госрегулирования ценообразования было необходимо, так как метод расчета стоимости технического обслуживания давал возможность завышения цен. Он отметил, что люди жаловались на высокие цены, и депутаты Госдумы получали множество обращений по этому поводу. Регулирование стоимости, согласно конкретному перечню, позволит стабилизировать и упорядочить ценообразование.
Важно отметить, что деятельность по ремонту газового оборудования, не входящая в минимальный перечень, не подлежит государственному регулированию и может осуществляться на договорных условиях. Собственники такого оборудования смогут заключать отдельные договоры с организациями, соответствующими требованиям Правительства России, или с ГРО.
Еще одна важнейшая новация – принятый законопроект устраняет правовой пробел, связанный с обслуживанием ВДГО и ВКГО там, где для газоснабжения используются сжиженный углеводородный газ (СУГ). Как отметил председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов, это крайне актуально для территорий, где такой вид газоснабжения единственно доступный. «Введение порядка обслуживания соответствующего ВДГО и ВКГО в правовое поле, в том числе, вопрос безопасности этого оборудования, человеческих жизней. Также законопроект уточняет порядок заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО, ВКГО и установку и замену такого оборудования в специализированном жилищном фонде, к которому относится служебное, маневренное жилье, общежития и т.д.– до сих пор этот вопрос не был урегулирован. Таким образом, можно говорить о наведении определенного порядка в сфере обслуживания и ремонта газового оборудования»,- заявил Николай Шульгинов.
Если при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения используется СУГ из резервуарных или групповых баллонных установок, то техническое обслуживание и ремонт ВДГО, техническое обслуживание ВКГО в многоквартирных и ВДГО в жилых домах, согласно минимальному перечню, а также установка и замена указанного оборудования осуществляется газоснабжающей организацией, поставляющей СУГ до ВДГО.
Если при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения используется бытовой газ в баллонах, то техническое обслуживание ВКГО в многоквартирных и ВДГО в жилых домах согласно минимальному перечню, а также установка и замена указанного оборудования осуществляется газоснабжающей организацией, поставляющей его по розничным ценам.
Как отметил Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов, региональным парламентом концептуально поддержаны предложенные изменения федерального законодательства, поскольку они направлены на стабилизацию и упорядочивание ценообразования на обслуживание газового оборудования.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 марта 2026 года, а договоры, заключенные до вступления в силу законопроекта, должны быть приведены в соответствие до 31 декабря 2026 года.