Краснодарский край. Компания «БТС-Мост» и Газпромбанк предлагают увеличить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры в районе Новороссийска с 8 млн до 43 млн тонн.
Фото: ilovehz © freepik.com
Финансирование строительства предлагается осуществить через EPCF-схему с использованием частных инвестиций. Ожидается, что строительство займет около десяти лет.
Предложение вызывает сомнения у участников рынка в связи с возможным ростом грузовых тарифов, но всё же проект считается актуальным.
На данный момент компания «БТС-Мост» работает над первым этапом расширения Новороссийского транспортного узла с целью достичь пропускной способности в 8 млн тонн. Вместе с Газпромбанком они предлагают реализовать второй этап с использованием частных инвестиций и увеличением пропускной способности до 43 млн тонн.
Планируется привлечение кредитного финансирования для строительства без использования государственных средств. Детали проекта, включая его стоимость и объемы работ, рассматриваются в настоящее время.
Однако представители РЖД, Минтранса и Газпромбанка отказываются комментировать предложение.
Схема EPCF, на которой основывается проект, предусматривает, что подрядчик отвечает за проектирование, закупки, строительство и финансирование. Однако, в российском законодательстве такая схема не закреплена, поэтому стороны могут обсуждать условия проекта согласно своим интересам.
Необходимость увеличения железнодорожной мощности Новороссийского транспортного узла возникла из-за увеличения пассажирского движения и угрозы террористических актов. Пропускная способность станции должна быть увеличена до 43 млн тонн к 2024 году, а потребность в мощностях может достигать 60 млн тонн к 2030 году.
Недостаток железнодорожной инфраструктуры приводит к увеличению грузовых перевозок автотранспортом, что ограничивает рост объемов перевалки через порт Новороссийска.
Также выводится идея об улучшении инфраструктуры на юге, что может привести к увеличению экспорта и развитию порта.
Портовые владельцы встречают с восторгом перспективу расширения Новороссийского транспортного узла (НТУ). Компания «Транснефть» уверена, что смогут перевалить все грузы, которые придут в порт. Группа «Дело» информирует, что по мере увеличения внешней торговли России планируют наращивать мощности своих терминалов в Новороссийске.
В 2023 году был установлен рекорд по обработке грузов — 603 тыс. TEU и 8,2 млн тонн зерна. Однако ограничивающим фактором для дальнейшего увеличения отправок через Новороссийск являются именно мощности станции.
Компания «БТС-Мост» и Газпромбанк также предложили использовать EPCF в железнодорожном строительстве для расширения БАМа и Транссиба. Это предложение включает строительство дорогостоящих сооружений и увеличение пропускной способности до 255 млн тонн, при суммарных инвестициях около 520 млрд рублей.
Возникает вопрос, как планируется вернуть заемные средства.
Вероятно, компания ОАО РЖД будет ответственна за возвращение средств и может повысить общесетевой тариф на грузоперевозки. Это может вызвать возмущение грузоотправителей.
Если рассматривать Новороссийск, то заказчиком, вероятно, будет также ОАО РЖД. Предполагается, что инвестиции во второй этап НТУ составят около 500 млрд рублей, и сумма возврата будет значительно больше из-за процентов.
Однако компании, работающие в Новороссийске, осторожно относятся к перспективе повышения тарифов для финансирования строительства.
Это может негативно повлиять на экономику грузоотправителей и производителей экспортной продукции. Группа «Дело» подчеркивает важность подхода, основанного на долгосрочных принципах, чтобы создать предсказуемые условия работы и реализовать длительные инвестиционные проекты, передает «Коммерсантъ».