Кладбища Петербурга — места памяти или площадки для застройки?

В Петербурге застраивают территории исторических кладбищ. Об этой серьезной проблеме  мегаполиса говорили недавно в петербургском Союзе архитекторов.
Ситуация конфликтная : с одной стороны — необходимость развития заброшенных городских земель, с другой – мемориальная значимость «этих великих сгустков памяти».

Директор Фонда им. Д.С. Лихачева, соавтор энциклопедии «Исторические кладбища СПб» Александр Кобак констатирует, что на Римско-Католическом кладбище не сохранилось ни одного памятника. На месте бывших захоронений – малоэтажная застройка, гаражи, склады. 
Уже в последние годы появился новострой на земле Ново-Девичьего монастыря. Жилой комплекс стоит на месте кладбища Малой Охты. На Покровском кладбище строится яхт-клуб.
В прошлом году городские власти заявили, что 465 га земли между железнодорожными ветками Варшавского и Балтийского вокзалов, в том числе 48 га территории бывшего Митрофаньевского кладбища, будут выставлены на продажу под застройку мегапроекта компании «Измайловская перспектива». А на Митрофаньевском кладбище, как отмечают исследователи, издавна были православные, старообрядческие, эстонско-финские и холерные могилы, а в годы Великой Отечественной войны — массовые захоронения ленинградцев, погибших в блокаду.

Причину забвения ученый  видит в том, что до революции все кладбища Петербурга, за исключением двух городских (Успенского и Преображенского), управлялись церковными конфессиями, ав  советское время миллионы могил и памятников стали ничьими. Потомки захороненных либо покинули Петербург в годы революции, либо были репрессированы. Многие погибли в войну и блокаду. Не последнюю роль в исчезновении памятников и могил играет и бытовой вандализм.

Доктор архитектуры, профессор СПб ГАСУ Сергей Семенцов видит проблему в том, что власти города не выполняют своих прямых обязанностей — не готовят площадки под застройки, а строители выбирают места, наиболее для себя удобные.

Петербургскиие ученые считают, что  местам, где некогда были храмы и кладбища, необходимо присвоить особый статус, запрещающий на этих землях строительство.
Группа экспертов во главе с С. Семенцовым, работающая над уточнением состава и границ объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», включила в него ряд монументов и мемориальных захоронений. В частности, Пискаревское и Серафимовское кладбища, памятники на местах боев в годы блокады. В случае, если сессия КВН ЮНЕСКО утвердит петербургскую номинацию, эти мемориалы будут регулироваться уже не городским законом, а международным правом, говорят ученые. 
Еще одна положительная тенденция — описанием исторических кладбищ занимается общественная организация «СПб Митрофаньевский Союз». За 20 лет составлен реестр, куда вошли несколько тысяч кладбищ.
Краевед Николай Лавреньев на заседании секции привел несколько примеров, когда инициативные горожане смогли воспрепятствовать застройке Митрофаньевского некрополя. По просьбе общественности Фарфоровский Императорский завод дал согласие частично финансировать строительство церкви на Фарфоровском Свято-Преображенском кладбище.
Краевед и архивист Николай Родин привел примеры восстановления нескольких памятников воинских захоронений времен I-ой Мировой войны на Смоленском православном кладбище силами общественного движения «Белое дело».

По мнению С.Семенцова, все исторические захоронения Петербурга должны быть мемориалами, и здесь, как отмечает эксперт, должны быть приняты законы о жизнедеятельности, сохранении и реставрации некрополей. «Это очень серьезный вид деятельности, и он требует своего законодательства и соблюдения», — подчеркнул профессор.
А. Кобак путь сохранения исторических кладбищ видит, в частности, в том, чтобы на исторических некрополях, которые дожили до наших дней, а это и Смоленское, и Никольское кладбища, вновь начать хоронить, может быть, даже принять решение продавать места под могилы. Вопрос дискуссионный, и он требует, как отметили участники секции, особого обсуждения.

Автор:

Новости партнеров