Смольный недавно утвердил Стратегию развития города до 2030 года. Но вместе с тем в правительстве подчеркивают, что для ее реализации потребуется привлечь инвесторов. О том, какой при этом складывается в городе инвестиционный климат, «Агентство Бизнес Новостей» побеседовало с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Петербурге Александром Абросимовым.
Недавно стало известно, что в Петербурге все-таки не будут строить Театр песни Аллы Пугачевой. Инвестор, в частности, из-за судов и бумажных проволочек решил закрыть проект. В связи с этой новостью, какую бы оценку вы дали инвестиционному климату нашего города?
Вопрос о строительстве Театра песни Аллы Пугачевой на слуху уже не один год. И если за все это время вопрос не решили, то, наверное, не было серьезной заинтересованности. Хотя, на мой взгляд, театры, как и музеи, лишними в нашем городе никогда не будут.
Что касается инвестклимата, то для всех инвесторов, предпринимателей, в первую очередь, важна стабильность и последовательность во всех решениях со стороны органов власти, чтобы с приходом новых людей не отменялись предыдущие решения. Как, например, с приходом министра обороны не менялась бы концепция развития всей армии.
Несмотря на то, что сейчас можно говорить о благоприятных изменениях в области развития предпринимательства в городе, большое количество проблем все же остается. Поэтому губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поручил разработать программу развития Петербурга до 2030 года, которая определит стратегические векторы развития по всем экономическим направлениям и даст возможность уже инвестору, предпринимателю сориентироваться для дальнейшего развития. Недавно эта программа – Стратегия-2030 после согласования с общественными организациями и бизнес-сообществом была утверждена и рассмотрена на заседании Экономического совета.
Я надеюсь, что основные тенденции развития города на ближайшие годы позволят впоследствии не допускать неприятных эпизодов, подобных истории с театром песни Аллы Борисовны Пугачевой.
То есть эта Стратегия должна стать неким «гарантом» для инвесторов?
Это полномасштабная программа, где прописаны векторы развития промышленности, городской инфраструктуры, экономики знаний. Своеобразный бизнес-план для города: документ позволит инвесторам определиться, в каком направлении развиваться, в какие проекты вкладывать деньги.
Чтобы проиллюстрировать, насколько важна такая программа, приведу пример одного обращения. Ко мне приходил предприниматель, у него объект — стоянка для автотранспорта. Несмотря на действующий договор аренды, земельный участок включили в план перехватывающих парковок. И мы обсуждали, почему произошла такая ситуация: потому, что в районе недостаточное количество перехватывающих парковок, или в результате конфликта с представителем местной администрации. Получается, что в подобных вопросах не существует критериев оценки. Поэтому стратегия развития города должна будет поступательно дойти до каждого района с целью установления приоритетов, затрагивающих, в том числе, и количество автостоянок.
В данном случае главный план диктует правительство, но если у инвестора есть какой-то интересный проект, который не заложен в эту канву, как ему прийти с этим проектом в город?
У нас есть комитет по инвестициям, который рассматривает подобные вопросы. Если проект действительно важный для экономики города и жизни петербуржцев, он выносится на обсуждения правительства, издается соответствующее постановление. Таким образом, могут быть внесены корректировки в общую стратегию.
К слову, в программе прописан и план развития промышленности. По последним данным, она несколько упала за последние полгода, проседание на 7,8%.
Я думаю, что этот вопрос с индексом промпроизводства волнует всех. Не случайно Дмитрий Анатольевич Медведев заявил о необходимости импортозамещения. Государственному аппарату запрещается уже использовать деньги на закупку автотранспорта иностранного производства, сельскохозяйственной техники и так далее. Но мы не на Луне живем и прекрасно видим, что многие направления, в частности, в области машиностроения, Россия, в результате политики, проводимой в 1990-е годы, на сегодняшний день либо потеряла, либо безнадежно отстает.
Насколько мне известно, Кировский завод не может заключить контракты с сельскохозяйственными кооперативами. А лизинговые компании имеют дотации от государства на закупку импортной техники. Может ли завод соперничать с иностранными корпорациями в области качества выпускаемой продукции – вопрос дискуссионный, но падение производства можно констатировать. И это только один из многих примеров. Сегодня у нас практически нет гражданского судостроения, и Президент РФ Владимир Владимирович Путин поднял на одном из заседаний Государственного Совета вопрос о том, чтобы компании с госучастием заказывали сегодня суда на российских верфях. Логично вкладывать государственные денежные средства на заказ оборудования, машин, кораблей или судов в России, тем самым предоставляя возможность развития отечественной промышленности.
В то же время, говоря о падении промпроизводства, нужно понимать и объективные причины. Сегодня рынок не способствует развитию ряда областей экономики: народ меньше тратит деньги на покупку автомобилей, бытовой техники. Инфляция, ослабления рубля по отношению к доллару, толкает людей на то, чтобы не приобретать какие-то сиюминутные вещи, а вкладывать, например, в недвижимость. Другими словами, в любом бизнесе период подъема чередуется со спадом, поэтому чрезмерно драматизировать ситуацию я бы не стал.
А какие объективные причины, кроме состояния рынка еще могут влиять на падение промышленного производства?
На сегодняшний день продолжается существенный рост тарифов на энергию, водоснабжение, газовое снабжение, перевозки, увеличилась стоимость топлива, что оказывает негативное влияние на российскую промышленность, ведь все косвенные затраты ложатся на себестоимость конечной продукции. А, как всем известно, там, где высокая себестоимость товара, низкая конкурентоспособность. Наши предприятия зачастую не могут составить конкуренции иностранным ни по цене, ни по качеству. А новый закон, который рассчитывает налоги от кадастровой стоимости, дополнительным бременем ляжет на промышленное производство.
Правительство может как-то повлиять на эту ситуацию?
Один из выходов из сложившейся ситуации, это волевым решением правительства и Президента обязать все государственные компании делать закупки у российских предпринимателей. Эта мера окажет благотворное воздействие на развитие внутреннего рынка и поддержит российскую промышленность, но вступит в противоречие с основными устоями рыночной экономики.
Сегодня идет обновление реестра товаров и услуг, в первую очередь от местных поставщиков. Этим занимается комитет по госзаказу, чтобы, как заявлено, упростить взаимодействие между заказчиком и потенциальным подрядчиком. Как вы думаете, этот реестр сможет стать эффективной мерой по поддержке бизнеса или это некая формальность?
Думаю, сможет. У нас на сегодняшний день действует закон, направленный на поддержку малого и среднего бизнеса, согласно которому крупные корпорации и естественные монополии 15% заказов должны размещать среди малых и средних предприятий, так что этот реестр поможет предпринимателям найти интересные для их бизнеса предложения.
Не будет ли это эдаким протекционизмом местных производителей? Комитет по госзаказу это опровергает, но зачем тогда нужен этот реестр?
Комитет руководствуется 44-ФЗ о государственных закупках. Не исключаю, что планируется внесение изменений в закон, потому что озвученные Председателем правительства РФ планы противоречат существующим статьям. Либо в условиях техзадания будет зафиксирован приоритет российскому производителю.
Лично я ничего плохого в протекционизме не вижу. 15 лет тому назад в Германии в системе государственных закупок было установлено, что 80% всех комплектующих для машиностроительной отрасли должны были быть немецкого производства. И другие страны периодически проводили политику протекционизма, направленную на стимулирование внутреннего рынка. Нам надо создать максимально благоприятные условия для развития промышленности, тогда в казну будут поступать налоги, наши сограждане — обеспечиваться рабочими местами, возможностью достойно жить. Ведь страна живет, пока работают заводы, поэтому необходимо верить в бизнес и стимулировать отечественное производство.
Анастасия Пальчик / АБН
фото c сайта dp.ru