Внутренние перевозки у российских перевозчиков последние несколько месяцев растут. Об этом свидетельствуют как данные Росавиации, так и самих авиакомпаний. Однако у такого направления, как перелеты между соседними регионами пока больших изменений нет. Есть ли перспективы у этих направлений, и что нужно для их развития — в материале «Агентства Бизнес Новостей».
В среду Росавиация подвела итоги работы российских авиаперевозчиков в марте. Оказалось, что по сравнению с тем же месяцем прошлого года объем перевозок снизился на 3,9% и составил 5,98 млн человек. За три месяца показатель сократился на 2,3% до 16,99 млн человек. При этом на фоне сильного падения международных перевозок перелеты по стране выросли. За три месяца – на 11,4% (9,58 млн человек), а за март – на 9,5% до 3,43 млн человек.
Рост спроса на внутренние перелеты можно связать и с закрытием границы для многих госслужащих, и с удорожанием билетов из-за курса рубля. При этом состояние отрасли в стране до сих пор нельзя назвать развитым. Значительная часть наших сограждан продолжает путешествовать по стране с помощью наземного транспорта и избегает самолетов. Отпугивает также многих туристов наличие авиаперелеты в турпакете. Однако нынешний момент может оказаться переломным для авиации внутри страны, а особенно для перевозчиков, которые летают между соседними регионами.
Без поддержки не улетишь
«Востребованность и спрос межрегиональных авиационных рейсов зависит от множества факторов», — объясняют в компании «Псковавиа», которая как раз осуществляет ряд рейсов между соседними областями и регионами.
«С точки зрения географического фактора, речь идет о степени удаленности региона от центров экономического, делового и культурного притяжения (столичных аэропортов). Наиболее «популярными» в этом смысле становятся рейсы в столичные аэропорты Москвы и Петербурга (хабы), откуда уже открывается для пассажиров весь мир. Авиакомпания «Псковавиа» работает в этом направлении с аэропортом «Пулково» и «Домодедово», — сообщили в компании.
В «Псковавиа» намерены развивать фидерные, то есть регулярные пассажирские перевозки в столичные аэропорты в разлетами по всему миру из небольших региональных аэропортов. Речь идет о городах, население которых составляет до 500 тыс. человек
«Прежде всего, это аэропорты, где из-за невысокого спроса, низкой платежеспособности населения на воздушных линиях нет других авиаперевозчиков или пассажирские авиарейсы вовсе отсутствуют. Пример тому Владимир, аэропорт «Семязино», где пассажирское авиасообщение было возобновлено через двадцать лет, благодаря активной позиции областной администрации и профессиональной готовности со стороны «Псковавиа», — отметили в компании. Подобная же ситуация наблюдается в аэропорту Котласа Архангельской области.
«Учитывая экономическую целесообразность таких рейсов для регионов, их социальное значение, все они входят в программу субсидирования. На сегодня в расписании «Псковавиа» семь рейсов, субсидируемых из федеральной и региональной программ. Общая сумма субсидий составляет более 230 млн рублей. Средняя загрузка рейсов 47%. При этом загрузка существенно колеблется по направлениям в зависимости от спроса и конкурентных предложений со стороны наземного транспорта (например, воздушная линия Псков – Санкт-Петербург конкурирует с ежедневным автобусным сообщением – 4-5 часов на комфортном автобусе, по хорошей дороге)», — резюмировали в авиакомпании.
В компании «РусЛайн», которая также летает между регионами, отмечают, что востребованность зависит от направления. Средняя заполняемость бортов по итогам февраля составила 62,8%, а в высокий сезон этот показатель может быть выше.
«Сотрудничество с туроператорами у нас происходит в основном на туристических линиях в Европейские страны, а не между регионами. В летний период мы выполняем чартеры в Анталью, Салоники, Римини и т.п. Если говорить о регулярных перелётах, то мы будем летать в Сочи и Минеральные Воды из нескольких регионов, в рамках Постановления №1242 о субсидировании региональных перевозок», — добавили в авиакомпании.
«РусЛайн» расширяет свое присутствие в регионах, в частности, развивается сеть из Петербурга и по Центрально-Черноземному региону. В компании полагают, что улучшить ситуацию может партнерство перевозчика, аэропорта и власти. В частности, необходимо субсидировать линии из федерального и регионального бюджета. Нужны также специальные цены за обслуживания рейсов малой кресельной емкости, маркетинговая поддержка со стороны аэропортов. «Всё это позволит авиаперевозчику разделить риски по развитию линий с низким пассажиропотоком, но при этом имеющих большое социальное значение», — полагают в «РусЛайн».
О востребованности рейсов между регионами-соседями заявил генеральный директор АО «Авиа Менеджмент Груп» (авиакомпания «Dexter») Эльбрус Саламов. Авиакомпания частично работает как воздушное такси, однако летает она и по нескольким регулярным маршрутам. Речь идет о перелетах в Приволжском федеральном округе, субсидируемых в этом районе России.
«Рейсы между соседними регионами достаточно востребованы. Но всё зависит от наличия экономических связей между регионами, и это касается, возможно, в большей степени не крупного и среднего бизнеса, а, скорее, малого бизнеса. У его представителей появилась реальная возможность экономить время в деловых поездках или, например, ускорить перемещения по федеральному округу в принципе, так как любой другой вид транспорта не обеспечивает такой мобильности, как авиатранспорт», — сказал Саламов.
Заполняемость таких рейсов – 65-70%. Обращений же туроператоров в авиакомпанию с момента начала реализации проекта не было, добавил глава «Dexter».
Точки роста
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что рейсов между соседними регионами в принципе мало.
«Во-первых, потому, что они не востребованы. Наше население в большинстве своём отличается низкой мобильностью. А, во-вторых, во многих городах, в том числе в столицах регионов не осталось аэропортов, нет соответствующей инфраструктуры. Такое состояние региональных авиаперевозок, с одной стороны можно оценить негативно, с другой, это даёт надежду на изменение ситуации к лучшему. Так что даже несмотря на непростое состояние экономики, у российской авиаотрасли есть перспективы, причём неплохие», — считает эксперт.
Он также отмечает, что в сравнении с другими странами россияне мало летают. Это создает предпосылки для дальнейшего роста пассажирских и грузовых перевозок. Все это позволит улучить и показатели по отрасли, и по отдельным авиакомпаниям, полагает Баранов.
Так, например, по итогам марта группа «Аэрофлот» увеличила число перевезенных пассажиров на внутренних линиях на 30,5% к прошлому году. Пассажирооборот компании вырос на 24,6% во внутрироссийских рейсах. Рост показателей в компании связывают с увеличением частоты полетов по наиболее востребованным направлениям.
«Учитывая размеры нашей страны, неразвитость транспортной инфраструктуры, именно воздушный транспорт позволяет добраться во многие населённые пункты не только быстро, но и вообще добраться, так что можно ожидать увеличения объёма перевозок в том числе, благодаря этим обстоятельствам», — сказал аналитик.
Кроме того, в России действует программа развития авиаперевозок. Речь идет о субсидиях на авиасообщение с целым рядом регионов. «Власти намерены существенно увеличить вклад воздушного транспорта в ВВП страны, нарастить поступления от него в бюджеты всех уровней, с его помощью увеличить число рабочих мест в стране, загрузить отечественную авиационную промышленность. Всё это также будет способствовать увеличению как производственных, так и финансовых показателей деятельности авиаперевозчиков и всей отрасли в целом», — отмечает Баранов.
Елизавета Большакова / АБН