За полтора месяца «Платон» собрал почти 2 млрд рублей. За счет сборов с грузовиков планируют строить новые дороги и мосты. Правительство Ленобласти поделилось своими планами насчет финансирования местных дорог из средств «Платона». Однако вместе с новым источником для строительства региональных властей хотят лишить другого – транспортного налога, часть которого поступает в региональный бюджет. На что потратят деньги от «Платона» и почему отказываются от транспортного налога – в материале «Агентства Бизнес Новостей».
С 15 ноября система «Платон» собрала почти 2 млрд рублей. Собранные средства планируют распределить между регионами. К марту правительство в лице Минтранса и Росавтодора рассмотрит заявки субъектов РФ и выделит им деньги на строительство или ремонт дорог. В планах правительства аккумулирование свыше 40 млрд рублей ежегодно. Стоит отметить, что 10,6 млрд рублей получит компания «РТ-Инвест транспортные системы», которая обслуживают «Платон». Как отметил президент Ассоциации Грузавтотранс Владимир Матягин, эти средства пойдут на содержание и функционирование всей системы сбора нового налога. «А все остальное – в федеральный бюджет и в дорожный фонд», добавил Матягин.Правительство Ленобласти планирует получить около 4 млрд рублей из средств системы. Это позволит построить четыре новых объекта, уверен глава комитета по дорожному хозяйству Михаил Козьминых.
«Как правило, объекты делятся на две группы: мостовые переходы и дорожные работы. Из них 50% может быть предоставлено из средств «Платона» на стоимость проектов автомобильной дороги и 85% для искусственных дорожных сооружений и мостовых переходов», – отметил Козьминых.
В заявлении Ленобласти указаны два моста и две дороги. За счет средств, собранных системой «Платон» на федеральном уровне, правительство региона собирается построить мост через реку Свирь у поселка Подпорожье. Стоимость моста и подъездов к нему оценивается примерно в 2,6 млрд рублей. «Финансирование начнется в 2016 году, в 2017-2018 году планируем его завершить. Для этого отводится 36 месяцев», – сказал Козьминых.
Второй мост пройдет через реку Волхов у Киришей. Затраты на его строительство, по подсчетам правительства, составят порядка 3 млрд рублей. «В 2016 году будет выделено 0,9 млрд рублей… Окончание строительства запланировано на 2018 год», – отметил чиновник. Ранее этот мост планировали строить за счет федеральной субсидии, которую бы предоставил Минтранс. Мост через реку Волхов «не является приоритетным с точки зрения средств из «Платона»», пояснил глава комитета. Однако перекрестное финансирование было бы хорошим вариантом, считает Козьминых.
Также в 2016 году может начаться строительство дороги от Нового Девяткино до Мурино. Она может обойтись городу в 5 млрд рублей. Однако, так как дорогу собираются сделать платной, то банк «ВТБ» заинтересовался проектом и решил принять в нем участие. «Банк «ВТБ» планирует участвовать в создании платной дороги. Если 50% мы получим от «Платона», соответственно, 30% дает возможность субъект тратить на эту дорогу, то технически мы тоже можем начать ее в 2016 году. По окончанию проекта, а по нашим ощущениям он должен появиться в марте, мы будем корректировать нашу заявку с учетом возможностей как средств «Платона», так и возможностей собственного бюджета», – отметил Козьминых.
Также в заявке указан еще один объект – подъезд, который соединит кольцевую дорогу А118 и трассу М1 «Нарва». В настоящее время М1 – это единственная дорога, которая не соединена с кольцевой. «Этот объект не является объектом регионального значения. Мы способны стать заказчиком по разработке частного партнерства по этому объекту исключительно потому, что у нас есть возможность получения субсидий из федерального бюджета на строительство этой автомобильной дороги», – сказал Козьминых. Приблизительная стоимость оценивается в 6,2 млрд рублей.
В настоящее время грузоперевозчики платят около 1,5 рублей за каждый пройденный километр. Так, «средний» чек дальнобойщика составляет около 1 тысячи рублей. Для того чтобы облегчить положение перевозчиков, президент Владимир Путин распорядился отменить для них транспортный налог. Он составляет порядка 20 тыс. рублей и выплачивается ежегодно. Однако транспортный налог поступает в региональный бюджет, а вот сбор «Платона» – в федеральный. Поэтому местные власти двояко восприняли эту инициативу.
«Ситуация, к сожалению, выглядит не очень радужной для регионального бюджета… Насколько будет замещен транспортный налог, который у нас поступает от тяжеловесов в региональную дорожную сеть средствами, которые поступают из системы «Платон», этот вопрос должен обсуждаться в правительстве РФ, потому что немаловажная часть, я не знаю по грузовикам, но порядка 1,4 млрд в субъекты разных уровней идет в виде транспортного налога… Ленинградская область совсем бы не хотела потерять средства, которые поступают от транспортного налога», – пояснил Козьминых.
Он надеется, что один источник будет заменен на другой. Принятие поправок должно состояться на весенней сессии Госдумы.
Напомним, система «Платон» заработала в России 15 ноября. Правительство учредило эту меру для того, чтобы финансировать ремонт федеральных дорог. Грузоперевозчики должны были платить по 3,73 рубля за каждый пройденный км. Однако позже эта цифра была снижена: до марта 2016 года сбор составляет 1,53 рубля, а с марта – 3,06 рублей за один км, пройденный по федеральным дорогам. Введение сбора вызвало волну негодования со стороны перевозчиков, поэтому власти приняли об отмене транспортного налога. Сам сбор ликвидировать не собираются. Однако вводить его на региональных дорогах не будут.
Юлиана Михайлова / АБН