Закрыть

Да ну ее в болото? Экспертиза экспертизе рознь

Градозащитники и застройщик не прекращают споров вокруг проекта города-спутника Петербурга Южный. После трех лет борьбы, девелопер признал: в «пятне» под застройку есть болото. Но, во-первых, это плохое болото, и застройка его принесет природе пользу, а во-вторых, границы болота надо уточнить. Любопытно, что обе стороны ссылаются в свои позициях на ученых и даже на один и тот же институт, делая разные выводы. Как так получилось – в материале  «Агентство Бизнес Новостей».

Кондакопшинское болото, pushkin.ruБорьба вокруг города-спутника Южный продолжается уже не первый год. В сюжете много отдельных историй: например, перевод сельскохозяйственных земель (купленных по одной цене) в земли под застройку через Генплан (что в разы повышает стоимость гектара). Или незаконная приватизация береговой зоны рек в Ленобласти. Одна из ветвей истории – спор вокруг Кондакопшинского болота и леса.

По российским законам, если есть болото – строить на нем нельзя. Более того, принадлежать территория может только государству. Поскольку Кондакопшинское болото по разным оценкам занимает 6-10% территории Южного, защитить его  — значит создать дополнительные препятствия проекту. И уберечь ценную экосистему от разрушения. Зафиксировать болото нужно в государственном водном реестре РФ, в котором большая часть водных объектов отсутствует. В 2014 году оппоненты компании-застройщика «Старт-девелопмент» обратились в суд, чтобы изменить Генплан — ведь на болоте строить нельзя. А суд решил: Кондакопшинского болота не существует.

Тем не менее, активисты борьбу не прекратили, подключив к ней депутатов Государственной Думы, комитет по природопользованию Петербурга, а в последнее время и наладив контакт с вице-губернатором Игорем Албиным. Последний еще месяц назад заявил, что болото надо сохранить, что, впрочем, не отменяет важности для города проекта «Старт-девелопмента».

На этой неделе и противники, и сторонники проекта решили рассказать о главном: о выполненных экспертизах и выводах, которые из них следуют. Первой (в опережающем режиме) выступила «Старт-девелопмент». Компания заявила: мы готовы передать болото государству по итогам экспертизы Государственного гидрологического института. Но – для этого еще необходимо собрать много информации: наполняемость в течение минимум одного года, характер питания, наличие и параметры роста торфа и другие параметры. Иначе в водный реестр объект внести нельзя.

Кроме того, менеджмент застройщика обвинил оппонентов в поспешности. Дело в том, что в сентябре этого года движение «Гражданин Пушкин» заказало собственное исследование границ Кондакопшинского болота в той же самой организации ГГИ. Получив отчет, активисты «пытаются выдать промежуточный результат за окончательный», — заявил девелопер. Эту позицию, по мнению компании, подтверждает письмо директора ГГИ  Георгиевского, который говорит о том, что границы объекта еще могут быть уточнены.

Однако в среду «Гражданин Пушкин» представил отчет ГГИ по своей экспертизе. И в нем уже есть карта с границами объекта и точками координат. Основная же цель исследования – выяснить, откуда берет свое начало река Кузьминка (активисты утверждали, что – из болота, а значит, ее осушение разрушит гидрологическую систему местности). Старший научный сотрудник ГГИ Анна Еремеева, чей отдел вел исследование, эту позицию подтвердила. По итогам работы экспертов, увеличена протяженность Кузьминки на 3 км, ее исток зафиксирован в болоте. Данные будут переданы в Росгидромет.

«Это позволит ограничить заказчика. Потому что исток реки будет начинаться на территории Южного. И это принесет ограничения по водоохранным зонам, прибрежным защитным полосам. Это, думаю, несколько скорректирует планы застройщика, которые существуют в настоящее время», — отметила ученый.

При этом она выразила личное мнение, что в Петербурге наметилась негативная тенденция строительства или проектирования в болотах. «Когда объекты строятся на таких территориях, точно подсчитать средства, которые будут зарыты в эти болото, совершенно невозможно. Это мое собственное мнение. Я считаю, надо учитывать интересы не только застройщика, но и тех людей, что там живут», — добавила Еремеева. Она сослалась на советские исследования, которые утверждали, что выгоднее не застраивать болота, а использовать их как природные ресурсы.

Между тем, в своей публичной позиции «Старт-девелопмент» ссылается не только на результаты ГГИ, но и на данные экспертизы ООО «ПМ-Гео». Из нее следует, что строительство города-спутника не ухудшит экологическую ситуацию, а наоборот, улучшит. В частности, авторы экспертизы делают вывод, что болото не наполняет Кузьминку, а, грубо говоря, в определенный период года «высасывает» из нее воду. Появление же Южного за счет дополнительных водостоков и их слива после очистки наполнит речку.

К выполнению этой работы «ПМ-Гео» привлекло заместителя директора по научной работе Института Озероведения РАН Сергея Кондратьева. Его выводы удивили коллегу Еремееву (ученые раньше вместе работали и даже писали совместные статьи). Поэтому от развернутых комментариев относительно выводов ученого сотрудник ГГИ отказалась.

«Вода в канавах [питающих Кузьминку] присутствовала даже в такой засушливый период [как этим летом, когда мы проводили исследование]. Откуда она могла взяться? Выводы делайте сами», — сказала эксперт.

Руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов на пресс-конференции «Гражданина Пушкина» не только раскритиковал выводы ООО, но и заявил, что у организации вообще нет необходимой квалификации и лицензии для исследований подобного рода, а создана она была всего в 2014 году.

«Компания обладает всеми необходимыми допусками на проведение таких работ», — парировали в компании «Старт-девелопмент». «Допуски получены с СРО. Лицензию на инженерно-гидрометеорологические работы, осуществляемые в ходе инженерных изысканий, получать не нужно. Кроме того, Людмила Ефремова (глава рабочей группы) имеет аттестат эксперта по гидрометеорологическим изысканиям», — заявил АБН девелопер (копии упомянутых документов есть в распоряжении агентства). «При необходимости компания готова запросить в ГГИ отзыв на данную работу», — добавили в компании.

В целом же рабочая гипотеза противников Южного выглядит так: «Старт-девелопмент» заказал экспертизу в ГГИ, однако ее результаты девелопера не устроили. Поэтому он оплатил новое исследование. Кроме того, отказ полностью разделить позицию градозащитников по болоту связан с желанием пиарщиков компании продолжать работу – так считает Карпов.

«До тех пор пока у Захара Давидовича [Смушкина] (акционер «Старт-девелопмент» — АБН) есть деньги, всегда можно использовать этот ресурс, чтобы продлить собственное благополучие. Нанять за копеечку левую фирму, у которой нет ни одной лицензии, выдать мнение одного человека из института озероведения за мнение всего НИИ. Такими способами они продлевают агонию всего этого процесса. Но городу это дорого стоит, поскольку мы вместо реальных проблем градостроительного проектирования и урегулирования занимаемся бессмысленными боданиями», — сказал глава ЭКОМа.

Вокруг чего «бодается» девелопер? Обе стороны признают, что процедура включения в водный реестр сложна и недостаточно прозрачна, а четких критериев нет (поэтому в реестре и нет большей части всех объектов России). Но главное – «Старт-девелопмент» намерен бороться за границы болота, поскольку все, что попадет на этот участок отойдет государству и выпадет из зоны застройки.

Как заявил «Коммерсанту» замдиректора ГГИ Михаил Марков, болото состоит из трех частей — естественного болота (войдет в реестр), осушенного болота (не войдет в реестр) и восстанавливающегося болота (может войти в реестр). Вокруг него и можно вести дополнительные исследования, считают в компании (тем временем, противники проекта утверждают, что в реестр должен войти весь контур болота).

«После того, как границы предполагаемого водного объекта Кондакопшинское болото будут определены, компания сможет запустить процедуру его передачи государству», — заявил во вторник гендиректор компании «СТАРТ Девелопмент» Сергей Хромов.

Впрочем, даже если территория восстанавливающегося болота в состав водного объекта не войдет, на ней по действующему Генплану все равно строить ничего нельзя – это рекреационная зона. Но оппонентов проекта это не успокаивает: иначе как войной спор вокруг Южного они не называют и ждут от компании всего что угодно. Ведь три года назад «Старт-девелопмент» был готов застроить весь участок, упирая на то, что юридически болота нет.

Василий Романов / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров