Российские ученые разработали методику, которая позволит оценить состояние коррупции в стране. Этот индекс будет более совершенным, чем индекс Transparency Internatoinal, который считается самым весомым по всему миру, уверены разработчики. Однако вице-президент TI Елена Панфилова сомневается, что новая методика сможет отразить полную картину. Впрочем, пока судить об этом индексе рано: он будет представлен на Евразийском антикоррупционном форуме в ближайший четверг.
Новую систему оценки распространения коррупции разработали сотрудники Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России (ИЗИСП). Как стало известно в понедельник, они собираются представить свою разработку в четверг в рамках Евразийского антикоррупционного форума.«[Этот индекс] не совсем альтернативный. Он [создан] в развитие тех подходов и идей, которые заложены в предыдущих индексах тоже, просто он более объективный, научно обоснованный», — заявил «Агентству Бизнес Новостей» начальник отдела правовых проблем противодействия коррупции ИЗИСП Артем Цирин на вопрос о том, чем новая методика отличается от методики TI. Созданный российскими учеными индекс, по словам Цирина, «позволяет оценить корреляцию между тем, какие усилия предпринимает то или иное государство и тем, что получается на практике». «Либо оно действует, и ничего не меняется или становится хуже, либо есть динамика, которая измеряется», — объяснил Цирин.
Сейчас самой распространенным в мире считается индекс восприятия коррупции международной организации Transparency International. Его составляют на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Однако этот механизм не раз подвергали критике российские власти. Отметим, согласно этому индексу, Россия по уровню коррупции находится на 136 строке рейтинга вместе с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном (данные 2014 года). В TI отмечают, что действия, которые предпринимают российские власти для противодействия коррупции, нерешительны и хаотичны.
Вице-президент TI Елена Панфилова уверена, что собственный российский индекс имеет право на существование: «мы исходим из того, что нужно больше индексов, хороших и разных». Однако, как подчеркнула Панфилова в беседе с АБН, сейчас не вполне ясна методика, по которой будет выводиться этот индекс. Панфилова добавила, что собирается уточнить все спорные моменты у создателей новой методики в четверг, когда они будут презентовать свою разработку. Пока можно лишь сделать вывод, что это будет, скорее всего, «индекс борьбы с коррупцией», а не «индекс коррупции».
«Когда что-либо основывается на данных правоохранительных органов, это вообще к уровню и объему коррупции не имеет никакого отношения. Это имеет отношение к эффективности работы правоохранительных органов — они сколько выявили, столько и показывают. А если на следующий год они перестанут работать — что у нас, нулевая коррупция будет, что ли?» — недоумевает она. По словам Панфиловой, данные правоохранительных органов показывают только то, что они успели, смогли или были в состоянии сделать, но никак не реальную картину целиком. «Потому что не все правоохранительные органы замечают, не по поводу всего возбуждают дела, не все пострадавшие об этом заявляют», — объяснила она. Но все-таки лучше «не индексы новые придумывать, а с коррупцией бороться», — резюмировала Панфилова.
Мария Карпенко / АБН
фото с сайта ph-online.ro