Во вторник министерство энергетики США выпустило доклад, из которого следует, что страна заняла лидирующую позицию по добыче нефти и газа в мире. Саудовская Аравия также начала серьезно наращивать добычу «черного золота», а весь мир ждет решения о снятии санкций с Ирана. «Агентство Бизнес Новостей» попыталось узнать, что означает для России перераспределение на рынке энергоресурсов.
В отчете министерства энергетики США отмечается, что объем добычи нефти и газа в 2014 году вырос на 10%. Такой рост обеспечила добыча трудноизвлекаемых нефти и газа. Объем добычи по показателю BTU (британская тепловая единица) в два раза превысил показатели Саудовской Аравии. При этом США в прошлом году добывали рекордные 8,7 млн баррелей нефти в день.Объемы добычи наращивает и сама Саудовская Аравия. Во вторник стало известно, что выработка в ближневосточном государстве превысила 10,3 млн баррелей в день, что также является рекордом по добыче. Прошлый рекорд саудиты поставили в августе 2013 года. Тогда объем добычи составил 10,2 млн баррелей. При этом ранее королевство обещало держать уровень добычи в районе 10 млн баррелей.
Кроме того, аналитики и трейдеры всю прошлую неделю следили за переговорами по иранской ядерной программе. В начале апреля стало известно, что Иран и «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) сумели согласовать план действий по подписанию соглашения. Документ должен быть подписан до конца июня текущего года. Сразу же после этого, Иран ожидает снятия санкций. А это означает, что Исламская республика сможет поставлять свою нефть на мировой рынок.
При таком развитии событий аналитики американского министерства энергетики ожидают падения цены на нефть на $15. Однако в российском правительстве считают иначе. В частности, глава российского Минэнерго Александр Новак отметил, что в нынешних ценах на нефть уже учтено то, что с Ирана будут сняты санкции, а значит сам факт снятия санкций не приведет к резкому падению цен.
Все это проходит на фоне перенасыщения нефтяного рынка. За последние полгода цены на нефть снизились почти вдвое, что серьезно ударило по экономикам добывающих стран. При этом еще в марте аналитики отмечали, что если добыча нефти будет идти такими темпами, в мире просто не хватит резервуаров для ее хранения.
«Рост добычи в странах, не входящих в страны ОПЕК не может не влиять на рынок углеводородов», — отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Однако рост добычи в США вряд ли серьезно скажется на России. США добывает много нефти, но большинство ее идет на внутренний рынок. К тому же, те небольшие объемы экспорта энергоресурсов, которыми располагают США реализуется не на традиционных для России рынках сбыта.
Однако лишняя нефть, безусловно, повлияет на ее стоимость. Что, в свою очередь, повлияет на российский энергетический сектор. По словам эксперта, появление новых игроков на нефтяном рынке – не основная проблема России. В то время как другие крупные игроки повышают объемы добычи, Россия объемы снижает. И это связано, в первую очередь, с непроработанной налоговой базой. По словам Крутихина, санкции не так сильно влияют на объемы добычи российской нефти, как налогообложение, которое не позволяет провести модернизацию в отрасли.
Другой причиной снижения объемов российской добычи является то, что 70% всех запасов сосредоточено в труднодоступных местах. «Это по-настоящему тяжело извлекаемая нефть. Ее стоимость после добычи составляет порядка $80 за баррель», — рассказал эксперт.
Что касается снятия санкций с Ирана, то Крутихин считает, что это может произойти в начале нового года. По его словам, это приведет к резкому снижению цен на энергоресурсы. «Иран, скорее всего, будет демпинговать (занижать цену — АБН), чтобы вернуть себе утраченные рынки сбыта», — пояснил эксперт. Он уверен, что Иран мог бы составить серьезную конкуренцию России, в частности, на азиатских рынках. Эксперт также отметил, что возможно, Исламская республика будет продавать газ и европейским потребителям, которые сейчас, почти полностью зависимы от России.
В этом с ним согласна аналитик финансовой компании «Альпари» Анна Кокорева. По ее словам, Иран вполне мог бы потеснить Россию на европейском газовом рынке. А вот опасности для российских экспортеров со стороны США ждать не приходится. «До полного покрытия своих потребностей Штатам еще далеко. Это перспектива 5-7 лет. Впрочем, этот момент может вообще не наступить. Поэтому угроза того, что США полностью откажется от импорта пока слабая», — отмечает аналитик.
В целом же, рынок углеводородов трансформируется, но этот процесс более длительный чем кажется на первый взгляд. Лидерами отрасли остаются США, Канада, Саудовская Аравия, Россия и еще ряд стран. Перераспределение экспортных рынков идет уже много лет, но лишь среди этих стран. «В будущем трансформация будет более явная, но не за счет предложения нефти на рынке, а за счет спроса», — считает Кокорева. По ее словам, российская нефтяная промышленность пока не испытывает проблем со сбытом. Однако российским компаниям необходимо развить собственные технологии добычи и найти новые источники финансирования.
Единственным серьезным триггером, который удерживает цены на нефть выше $50, является конфликт в Йемене. А это означает, что в случае его разрешения цены на нефть опять поползут вниз.
Степан Кропачев / АБН