Закрыть

«Интернету нужны открытые общемировые стандарты»

Транснациональная корпорация Cisco является не только одним из пионеров Интернета, но и задает технологические стандарты в этой отрасли. Исполнительный вице-президент Вим Элфринк рассказал «Агентству Бизнес Новостей» о том, как повлияет на человечество всеобъемлющий Интернет, в каком направлении будет двигаться законодательство, и каковы инвестиционные планы Cisco.

Вим Элфринк CiscoПолгода назад у меня было интервью с Мэттью Смитом, который мне рассказал про идею всеобъемлющего Интернета. Хотел бы понять, как продвинулись идеи Интернета за последние полгода?

В последние шесть месяцев он приобретает все большую популярность и его все лучше понимают. Все большую популярность приобретает концепция цифровизации всего: стран, городов, домов. Большое количество компаний создают департаменты цифровизации. Сегодня после обеда у нас будет заседание, посвященное производству, и все компании, которые в нем будут участвовать, как раз имеют отделения, которые занимаются цифровизацией.

А какие компании в России сейчас занимаются цифровизацией?

Нефтяные компании. Может быть, они делают это не очень публично — пока не было официальных заявлений об этом. Сейчас в целом у компаний, занимающихся производством, существует так называемая «Концепция производства 4.0». Вчера было обсуждение с министром по связи и коммуникациям (Николаем Никифоровым — АБН), и говорили о том, что компании задают себе вопрос: какие последствия конкретно для них может иметь цифровизация? Мы считаем, что эффект от внедрения всеобъемлющего Интернета будет в пять-десять раз более очевиден и заметен, чем эффект, который прямо сейчас виден от обычного Интернета.

Что именно делает Cisco для того, чтобы помочь компаниям с цифровизацией?

Мы проводим семинары оценки на национальном уровне, на уровне страны. Кроме того, мы даем оценку экономического эффекта. Например, если рассматривать ситуацию на уровне города, то смотрим, какие сервисы предлагают гражданам всеобъемлющий Интернет — умная парковка, умное водоснабжение и так далее. И какие экономические эффекты эта концепция даст. Можно приблизительно описать, какой экономический эффект в частном секторе, в гос. секторе даст цифровизация, и можно разделить по различным отраслям экономические эффекты. И анализ сделать на основе сорока девяти реальных примеров.

Сколько тратит Cisco на развитие всеобъемлющего Интернета? Сколько в мире и сколько в России?

Пока мы не считали, сколько именно потратили на всеобъемлющий Интернет, но сейчас продвижение всеобъемлющего Интернета — одна из трех лидирующий целей компании.

Хотя бы примерно? Это сотни тысяч долларов, миллионы, миллиарды?

Миллиарды. Мы хотим стать самой актуальной информационной компанией в мире. И мы считаем, что Интернет меняет все: как вы живете, как вы учитесь, как вы работаете, как вы отдыхаете. Три основных момента для нас: всеобъемлющий Интернет, облака, инфраструктура, ориентированная на приложения. И четвертый важный для нас момент — это информационная безопасность.

Все это, конечно, относится, как я понимаю, ко всему миру, но что касается России: насколько успешно продвижение в России?

Для того, чтобы внедрить какую-то новую инициативу, нужно пять составляющих, пять компаний. Во-первых, умное руководство. Во-вторых, нужны открытые общемировые стандарты. Ни одна компания в мире не может внедрить и установить эти стандарты в одиночку, поэтому мы всегда стремимся к партнерству, стремимся создавать, как мы это называем, новые системы. Также нужно новое законодательство, новая система регулирования. В большинстве стран законодательство было создано еще тогда, когда стандарты диктовали промышленность, производители на производстве. А в современном мире нужны новые стандарты. И последний компонент — это государственное и частное партнерство.

Вы упоминали об изменении законодательства. Но сейчас у нас в России законодательство движется, похоже, в другую сторону. Россия стремится все данные хранить в себе и не сотрудничать с внешними компаниями. Как вы к этому относитесь?

Такие процессы происходят и в других странах. И, как я понимаю, Россия в данном случае обеспокоена безопасностью.

Возможно, вы слышали про последний закон, известный как «право на забвение». Он подразумевает, что из Интернета можно будет удалять информацию, которая будет недостоверной или достоверной, но старше определенного возраста. Например, трех лет. Это не повлияет на цифровизацию общества?

Поскольку это новый рынок и новая реальность, регулирующие органы пытаются вырабатывать новые стандарты законодательства. Пока это локальные инициативы, но со временем появятся новые общемировые стандарты. В современном мире при помощи некой инфраструктуры данные объединяются в системы. Хорошим примером использования данных может служить сервис вызова такси Uber. Отношение к нему неоднозначное. В разных странах его обсуждают, кто-то предлагает запрещать. Но хорошо, что сервис стимулирует и вызывает обсуждения.

Опять же если смотреть на последние нормы, то получится, что Россия планирует все сервисы типа Uber и всю их информацию хранить только внутри России. Понятно, что Cisco как большая компания может сохранить персональные данные о своих клиентах где-то в России. Но что будет с маленькими компаниями? Получается, что в таком случае они вряд ли выживут.

Хороший вопрос. Это первая попытка, явно не конец истории, не окончательное состояние вещей. Есть люди, которые имеют российские паспорта, но при этом путешествуют по всему миру. И как будут их информация, их персональные данные храниться и где они будут храниться еще не понятно. И, безусловно, если это случится, для маленьких компаний очень сильно вырастут затраты.

То есть вы считаете, что через какое-то время все эти инициативы отпадут как устаревшие?

Трудно сказать, где физически в будущем будут храниться данные. Мы уверены, что будут создаваться виртуальные частные сети, где данные будут надежно защищены. В цифровом мире данные будут свободно перемещаться, и где они физически будут храниться, это сложно сказать, и это не так важно. Например, в Японии. Из-за сильного землетрясения пару лет назад сейчас Япония старается разместить ЦОДы вне территории страны. Это с позиции безопасности.

Cisco занимается не только цифровизацией общества, но и производит оборудование для IT-систем. В России, как показывает статистика, пока что выручка падает. Можете высказать вашу оценку, почему так происходит, что в России бизнес идет на убыль?

Одна из причин – изменение цены на нефть, девальвация рубля. И вторая причина – это санкции. Но наши намерения относительно России не меняются. Одна из самых масштабных инициатив в России – это так называемые сетевые академии. И мы уже обучили в наших академиях 50 тысяч сертифицированных специалистов, инженеров. И вчера я читал лекцию в университете, где мы участвовали в проведении олимпиады. Целью этой олимпиады было выявить и поощрить самого талантливого будущего инженера. То есть мы имеем самые положительные взгляды по поводу досрочных перспектив нашей работы в России.

Как вы относитесь к инициативе импортозамещения в России? Россия планирует создать собственные технологии, собственное оборудование. Не боитесь ли Вы потерять какую-то часть рынка из-за этого?

Мы уже локализовали производство в России. Четыре линии продукты мы производим в России. У нас есть контракты на производство. И мы уже поставили примерно 500 000 единиц оборудования, произведенных в России. То же самое касается программы обеспечения. Мы считаем, что в будущем будет вестись большая работа по разработке приложений для различных отраслей промышленность. Это неотъемлемая составляющая внедрения всеобъемлющего Интернета. В мировом масштабе внедрение концепции всеобъемлющего Интернета и ее распространение позволило создать 300 000 рабочих мест. Есть маленький пример, локальный: в Казани есть небольшая начинающая компания, ее владелец – бывший сотрудник Cisco. Сейчас за счет этой компании удалось создать 22 новых рабочих места.

Что это за компания?

Эта компания занимается информационной безопасностью. Например, при подключении Wi-fi в одной локации. Это американская компания, но центр разработок находится в Казани. Президент Татарстана очень ею гордится. И конечно это всего лишь один пример. Мы считаем, что по мере распространения концепции всеобъемлющего Интернета, новые рабочие места будут создаваться в сфере программного обеспечения, а не производства оборудования, как в основном было раньше.

То есть я правильно понимаю, что Cisco предпочитают инвестировать в небольшие компании, в том числе и на территории России, чтобы они уже производили программное обеспечение в партнерстве в Cisco?

У нас есть инвестиционный фонд объемом в $100 млн. И мы готовы и заинтересованы инвестировать любую инициативу, которая будет способствовать распространению всеобъемлющего Интернета. Сейчас концепция мира производства изменяется, становится ориентированной не на сеть, а на приложение. Если до настоящего момента в основном использовались приложения пользовательские, такие, как приложения для мобильных телефонов, смартфонов, планшетов, и промышленные приложения в основном являлись закрытыми, считались закрытой информацией той или иной компании. То сейчас я считаю, что в будущем как раз промышленные приложения станут открытыми и доступными всем пользователям.

Что касается инвестиционного фонда, на ближайший год какие планы у Cisco? Развивать маленькие компании? Сколько планируется инвестиций: десять, сто, тысячи?

Мне проще сказать о том, что мы уже сделали. За прошедшие шесть месяцев мы инвестировали в 19 маленьких компаний в 9 разных странах. Компания Cisco имеет 9 центров инноваций информационных технологий. И в каждой стране нас интересует определенная тематика. Все страны, где мы физически присутствуем, такие, как Россия, мы исследуем и изучаем. Мы считаем, что по мере распространения концепции всеобъемлющего Интернета, реальностью станут такие понятия, как «быстрое создание прототипов», «совместные инновации». Будет ясно, что значит, когда компания вместе c клиентами анализирует потребности клиента и, если какая-то потребность в настоящее время не удовлетворена, то компания в партнерстве с другими компаниями создает сервис или продукт, который эту потребность бы удовлетворил.

Андрей Фролов / специально для АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров