Решение Конституционного суда о том, что решения Европейского суда по правам человека могут не исполняться в случае противоречия российской Конституции, не означает абсолютного приоритета российского основного закона над юрисдикцией ЕСПЧ. Такое мнение выразила во вторник в беседе с «Агентством Бизнес Новостей» юрист, член Общественной палаты Елена Лукьянова.
Она обратила внимание, что Конституционный суд будет сам в каждом конкретном случае устанавливать, возможно исполнить решение ЕСПЧ или нет. «И только при прямом противоречии [решения ЕСПЧ] Конституции у последней может быть приоритет. Это не означает совсем, что решения ЕСПЧ могут быть произвольно признанными противоречащими Конституции и не исполняться», — пояснила она. По словам Лукьяновой, если, например, ЕСПЧ признает ущемлением прав человека запрет заключенным участвовать в выборах, то такое решение будет напрямую противоречить Конституции.
Лукьянова заявила, что для нее подобное решение КС было ожидаемым, и в нем не содержится коренного противоречия прописанному в Конституции принципу преобладания международного права над национальным. «Могут быть коллизии, неразрешимые с точки зрения Конституции, и тогда КС должен их, по идее, решать», — объяснила она. По словам юриста, подобный «ручной режим» применяется во многих странах. «Тут вопрос только в качестве суда и в том, чем он будет руководствоваться в принятии своих решений — правом или политической целесообразностью. Если правом – то все будет в порядке», — резюмировала она.
Напомним, во вторник Конституционный суд постановил, что Россия может не исполнять решения ЕСПЧ в том случае, если они противоречат Конституции. Согласно вердикту, если у государственных органов возникают сомнения в том, что конкретное решение ЕСПЧ можно исполнить, они должны обращаться в КС.