Закрыть

«Платон» прошел тест. Чего ждать от повышения тарифа

Тестовый период работы системы «Платон» завершается, плата за проезд по федеральным дорогам вырастет в два раза. Минтранс хочет отказаться от льготного тарифа на рубеже 2016-2017 годов, несмотря на предложение Минэкономразвития продлить его еще на два года. Дальнобойщики в случае повышения готовятся к масштабным протестам – будут «машины переворачивать» и «рамки ломать».

платон1Системе оплаты «Платон» пора прекращать тестовый период и переходить на полный тариф, считает министр транспорта Максим Соколов. «Это решение может быть принято, должно обсуждаться уже сейчас, на рубеже 2016 и 2017 года», — сказал глава Минтранса в пятницу.

Соколов напомнил, что в начале года власти решили продлить тестовый режим системы на «некий период, чтобы убедиться, что система работает нормально». И теперь она «работает нормально», добавил министр.

К системе подключились почти 700 тыс. пользователей, в бюджет РФ с начала работы «Платона» поступило свыше 14 млрд рублей. «Поэтому этот тестовый период объективным ходом завершается», — считает Соколов. Он добавил, что к изначальной схеме нужно вернуться, чтобы реализовывать проекты в дорожной отрасли, а также «оптимизировать логистическую цепочку передвижения грузов по всем транспортным артериям нашей страны».

В сентябре Минэкономразвития направило в правительство и Минтранс письма с предложением продлить льготный период «Платона» до 2019 года. Ведомство решило, что тариф лучше продлить, после проведения опроса среди компаний и ассоциаций перевозчиков. Они жаловались на рост стоимости грузоперевозок. Например, в ритейле они выросли до 20%. Незначительно, но увеличилась также и стоимость конечных продуктов.

Как начинался «Платон»

Льготный тариф «Платона» составляет 1,53 рубля. Такую сумму водители тяжеловесных грузовиков (более 12 тонн) платят за каждый проеденный километр по дорогам федерального назначения. После его окончания тариф вырастет в два раза – до 3,06 рублей.

«Платон» расшифровывается как «плата за тонны». Его оператором «РТ-Инвест транспортные системы» напополам владеют предприниматель Игорь Ротенберг (сын Аркадия Ротенберга миллиардера и близкого друга президента Владимира Путина) и госкорпорации «Ростех» в лице ООО «РТ-Инвест».

Система оплаты заработала 15 ноября прошлого года. Изначально планировалось, что льготный тариф будет действовать до 1 марта 2016 года, а потом до конца 2018 года «Платон» перейдет на 3,06 рубля за километр. Однако в феврале правительство РФ передумало отменять льготу.

Такое решение Кабмин принял на фоне массовых протестов, которые дальнобойщики устраивали в течение продолжительного времени. Волнения захватили сорок регионов России.

DSC_5791_resize

«Я умереть хочу, а вы мне тут задержаниями угрожаете». Репортаж из лагеря дальнобойщиков в Петербурге

Тогда была опубликована петиция против системы оплаты к правительству и направлено видеообращение президенту. В Петербурге колонна из 600 автомобилей двигалась с администрации губернатора со скоростью не более 10 км в час, в Оренбурге неизвестные пытались обстрелять и поджечь офис «Платона», в кемеровское отделение бросали бутылку с зажигательной смесью.

Без жертв не обошлось. В ноябре в толпу бастующих под Тверью въехал грузовик. Тогда один человек погиб, еще трое пострадали.

«Люди обозлены до предела»

В случае повышения тарифа дальнобойщики готовы и дальше отстаивать свои права. Часть активистов по-прежнему за проезд по федеральным трассам не платит, а вся ситуация находится в подвешенном состоянии, рассказал АБН организатор митингов в Петербурге Юрий Бубнов.

«Люди обозлены до предела. Я общаюсь с ребятами из 20 регионов постоянно. И все обозлены, то есть они просто ждут, только вот дай команду «фас». Уже вплоть до физического воздействия, честно вам скажу, люди выражают готовность машины «Платона» переворачивать, камеры бить, рамки ломать, и тому подобное. Останавливаешь ребят, говоришь, мол, совершите преступление, за которое вас посадят. Пока останавливаем. Что будет дальше, я не в силах предсказать», — отметил Бубнов.

Региональные ремонты

За десять месяцев работы – с ноября по сентябрь – «Платон» пополнил дорожный фонд России на 13,86 млрд рублей, следует из данных его официального сайта. За это время в системе зарегистрировались 258 тыс. перевозчиков и 760 тыс. транспортных средств.

Поступления от «Платона» Росавтодор перечисляет в региональные дорожные фонды девятнадцати субъектов страны. Эти деньги должны идти на ремонт магистралей и создание дорожной инфраструктуры. И власти регулярно сообщают о том, куда распределяются средства.

На деньги, которые заплатили дальнобойщики, в Ростове-на-Дону за 6,3 млрд рублей отремонтируют главным мост города. Треть стоимости ремонта уфимского моста через реку Белая составили средства «Платона» — 1,5 млрд рублей.

Из всех собранных средств на ремонт дорог в 2016 году направили 10,7 млрд рублей. Если тариф «Платона» останется льготным, то бюджет в 2017 году пополнится примерно на 20 млрд рублей.

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров