Закрыть

Все нечисто. Как идет борьба с демпингом в клининге

Клининговые компании при проведении тендеров начали устраивать демпинг. Это не устраивает ни заказчиков, ни других игроков рынка. Качество услуг при снижении цены значительно падает. В ТПП предложили вообще вывести профессиональную уборку из сферы госзакупок. «Агентство Бизнес Новостей» разобралось, как бороться демпингом в сфере профессиональной уборки.

af78645ae8b9d1b0c4fc41b6882fafb6В последнее время рынок клининговых услуг набирает особую популярность. В докризисный период прирост компаний, занимающихся профессиональной уборкой, ежегодно увеличивался на 20-30%. Столь тесный рынок вынуждает предпринимателей порой нечестно бороться за клиентов. Так, некоторые тендеры на клининг в госучреждениях выигрывают компании-однодневки или организации без надлежащего оборудования и профессиональных сотрудников. Особенно остро этот вопрос встал, когда изначальная цена тендера стала сокращаться на 50%, а то и 80%.

«Например, проводился аукцион на уборку управления министерства внутренних дел в Магнитогорске (13,7 тыс. кв.м). Начальная цена, которая была заложена – 2,4 млн рублей, а итоговая стоимость оказалась – 753,4 тыс. рублей. Выиграла никому неизвестная компания «Континенталь». То есть 70% падения цены», — сказал и.о. директора Ассоциации российских уборочных компаний (АРУК) Геннадий Дасевич.

И таких примеров очень много по всей стране, свидетельствуют данные АРУК. По словам Дасевича, это вызывает недовольство как стороны заказчиков, так и со стороны клининговых компаний. Профессиональным и ответственным компаниям трудно конкурировать с юрлицами, которые заявляют самую низкую цену на свои услуги. Именно стоимость товаров является главным критерием при государственных закупках.

АРУК предлагает исключить клининг из госзакупок, либо внедрить качественные критерии для отбора компаний. Так, им могут быть присвоены категории от первой (наилучшей) до четвертой (наихудшей) в зависимости от численности штата, опыта работы, годового оборотаденежных средств и т.д С такой инициативой не согласилась президент Ассоциации «Объединение административно-хозяйственных профессионалов» Олеся Багманян. По ее мнению, это ограничит доступ малого бизнеса к рынку госуслуг.

«Как же тогда мелкие компании будут иметь возможность расти? Получится, что у нас будет только пул крупных компаний. При этом непонятно, откуда у них взялся оборот, он мог быть сделан не на клининге, а на других услугах», — сказала Багманян.

Сами предприниматели считают, что техзадания госзакупок следует изменить. Сейчас в них прописан и ремонт, и эксплуатация. Директор по клинингу компании «Ф5 Сервис» Инга Кулинцова считает, что в перечне услуг должна оставаться только профессиональная уборка, а все остальные работы – в допсоглашение. Кроме того, существуют проблемы с оценкой стоимости работ.

«Некоторые заказчики выбирали компании из интернета, делали им рассылку с запросом о предложении. Каждая компания им отвечала, заказчик оценивал среднюю стоимость и выводил ее на тендер. Если бы все так делали, то это было бы проще и заказчикам, и подрядчикам», — сказала Кулинцова.

В связи с возникшими проблемами, комитет Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ решил обратиться в правительство с просьбой урегулировать этот вопрос. ТПП направило письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, где предлагает вывести клининговые услуги из ФЗ№44, а также ввести систему классификации компаний. Если же правительство откажется от этих мер, то комитет предлагает рассмотреть вопрос о запрете значительного снижения изначальной стоимости закупки при проведении тендеров.

Добавим, в России работают более 1,5 тыс. клининговых компаний. В них задействованы около 2 млн человек. В 2013 году, по данным Discovery research group, оборот этого рынка в России составил порядка 60 млрд рублей. Самыми крупными компаниями в сфере профессиональной уборки остаются «ОМС», ГК «Москва», «Кристанваль» и «Ф5 Сервис».

Юлиана Михайлова / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров