В Смольном заявили, что инвестор готов пересмотреть проект мусороперерабатывающего завода в Левашово: думает отказаться от сжигания отходов. При этом проект нерентабелен уже на проектной стадии, когда от огня не отказались. Эксперты объяснили АБН, как сделать предприятие прибыльным и без мусоросжигания.
Проект левашовского мусороперерабатывающего завода был утвержден при предыдущем градоначальнике – Валентине Матвиенко. Жители поселка и экологи выступили против его реализации из-за планов по сжиганию отходов. Позже проект перестал быть рентабельным (из-за падения рубля) и его заморозили.Во вторник в Смольном сообщили, что инвестор Helector-Aktor (Греция) готов пересмотреть проект мусороперерабатывающего завода в Левашово. Петербургский градоначальник Георгий Полтавченко, отвечая на коллективный запрос городских парламентариев о проблемах с заводом, отметил, что инвестор рассматривает возможность строительства предприятия без технологии сжигания мусора. Также, по словам Полтавченко, Helector-Aktor обновляет финансовую модель проекта.
Считается, что сжигание мусора – самый дешевый способ его утилизации; отказаться от огня и одновременно сэкономить невозможно. Однако экологи придерживаются другого мнения.
Председатель комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Петербурга Виктор Ложечко сказал АБН, что инвестор может предложить вместо сжигания мусора его вторичную переработку.
«Просто сжигать, конечно, дешевле всего. При сжигании можно было бы, например, вырабатывать тепло и электроэнергию, продавать их, повышая эффективность. Однако Helector-Aktor отказывается от сжигания. Что будут предлагать вместо него, я не знаю, но по логике, наверное, перебирать мусор и отправлять на вторичную переработку. Этот путь может быть экономически эффективным», – сказал АБН Ложечко.
Руководитель токсической программы «Гринпис» Дмитрий Артамонов предположил, что в ситуации с мусороперерабатывающим заводом в Левашово может помочь внедрение раздельного сбора.
«Новый проект завода в Левашово пока не публиковался, поэтому мы не можем сказать, насколько он будет безопасным. В принципе для увеличения доли вторичного сырья, направляемого на переработку, нужно не строительство новых перерабатывающих производств, а внедрение раздельного сбора отходов. Это связано с тем, что спрос на вторичное сырье есть. В России существует масса предприятий, способных переработать мусор в полезную продукцию: бумажные фабрики, использующие макулатуру, стекольные заводы, переплавляющие стеклянную тару и прочее. Однако из-за того что большая часть мусора сваливается в один контейнер и вывозится одним мусоровозом, на выходе очень сложно отобрать даже 15% вторичного сырья. Все остальное приходится везти на свалку. Если внедрить систему раздельного сбора, количество перерабатываемых отходов в обозримом будущем можно довести до 80%», – сказал АБН Артамонов.
Эксперт подкомитета по экологии Государственной Думы Павел Сухонин объяснил АБН, что, на самом деле, существует несколько способов уничтожения отходов дешевле сжигания.
«Глубочайшее заблуждение считать, что нет способа утилизации отходов более дешевого, чем сжигание. Например, есть биодеструкция. В тело полигона вводится штамм бактерии и при мне этот эксперимент неоднократно проводился. Вводятся самые первые, возникшие на Земле бактерии. Они – продукт естественного развития, а не синтезированные мутанты, способные великолепно преобразовывать, например, токсичную органику», – рассказал АБН эколог.
Сухонин добавил, что ему «непонятно», зачем в случае Левашово привлекают греческие технологии. По словам эколога, в России есть специальный реестр наилучших доступных технологий, откуда можно взять подходящий способ утилизации отходов да еще и в рамках импортозамещения.
Артем Александров / АБН