Вечером 5 мая из столичного аэропорта Шереметьево начали поступать тревожные новости. Как сообщали сми, рейс SU1492 авиакомпании «Аэрофлот», вылетев из Москвы в Мурманск, совершил жесткую посадку, перед этим запросив у диспетчеров разрешения вернуться в аэропорт.
Через некоторое время появилась информация о десятках пострадавших. Однако позднее выяснилось, что ситуация еще серьезнее — сми сообщили о 13-и погибших.
Еще через несколько часов выяснилось, что на борту находились 78 человек, а официально подтвердить власти и авиакомпания смогли спасение лишь 37 из них. Таким образом, стало понятно, что погибших гораздо больше, чем 13 человек. И вскоре Следственный комитет официально уточнил количество погибших. Жертвами авиакатастрофы стал 41 человек.
Потерпевшим крушение самолетом оказался Sukhoi Superjet 100, который раньше подвергался критике со стороны прессы и специалистов. Эта модель уже несколько раз попадала в аварийные ситуации.
Как позднее установили, самолет загорелся после соприкосновения со взлетно-посадочной полосой. На кадрах видео с места трагедии видно, как лайнер садится на значительной скорости, при посадке у него ломается шасси, после чего заднюю часть самолета охватывает пламя. Пассажирам пришлось выбираться через переднюю дверь, и по утверждению специалистов, это и могло стать причиной такого количества жертв. В тесном проходе между сиденьями из-за паники возникла давка, и люди в итоге задохнулись угарным газом.
В ночь на 6 мая «Аэрофлот» официально опубликовал список спасенных и госпитализированных после инцидента. Их оказалось 33 человека. Тогда же в телеграм-каналах появились фамилии погибших. Одной из жертв катастрофы оказался гражданин США Джереми Брукс.
Утром в понедельник выяснилось, что на борту присутствовали сразу несколько видных чиновников, адвокатов и сотрудников силовых и надзорных ведомств. Этим рейсом летели два сотрудника правительства — начальник отдела по реализации государственной национальной политики министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области Алена Мартынова и консультант-юрист сектора законодательства по вопросам государственного устройства и социальной политики министерства юстиции Мурманской области Мария Кирсанова. Как уточнили сми, обе они погибли.
Среди погибших также оказался сын председателя Адвокатской палаты Ярославской области Михаил Зенин и старший помощник прокурора Печенгского района Мурманской области — юрист 2 класса Елена Ратникова.
Близкий к силовым структурам телеграм-канал «112» добавил, что в катастрофе погиб действующий сотрудник московской полиции — подполковник Сергей Плотников (старший уполномоченный по особо важным делам в Юго-Западном административном округе города Москва). По данным канала, коллеги из УВД по ЮЗАО установили его фото в дежурной части и несут цветы. В органах правопорядка Сергей Плотников служил с 1992 года.
На следующее утро после трагедии официальные лица выразили соболезнования родным погибших и пострадавшим катастрофе. Даже недавно избранный президент Украины Владимир Зеленский высказался в их поддержку, после чего его раскритиковали украинские националисты.
Вечером потерпевшего аварию командир воздушного судна дал комментарий одному из телеграм-каналов. По словам Дениса Евдокимова, посадка проходила в штатном режиме, а загорелся Sukhoi Superjet 100 только после соприкосновения с землей.
Точные причины трагедии установят только после расследования. Следственный комитет РФ уже возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Днем 6 мая следователи опубликовали кадры работы своей группы на месте аварийной посадки Sukhoi Superjet 100. Тогда же СК РФ огласил все версии трагедии.