Любители из Петербурга сняли триллер и рассказали правду о «воротилах кинорынка»

Фото: создатели фильма «Цензор»

Снятый по меркам кино «за копейки» триллер «Цензор» выходит в онлайн-прокат. В кинотеатрах его скоро увидят жители Тайваня, на очереди Япония, Корея и Германия. Как молодые петербургские энтузиасты собирали деньги на его создание, и во что вылилось столкновение со «взрослой» киноиндустрией, они рассказали АБН.

В недалеком будущем видеоигры становятся неотличимы от реальности. Как и сейчас, виртуальный мир переполнен жестокостью и насилием. Чтобы удержать его в рамках, государство направляет в игровые миры специальных цензоров. В какой-то момент эти люди перестают отличать нарисованную кровь от настоящей.

Глядя на трейлер фильма «Цензор» трудно поверить, что кино снято непрофессионалами фактически на голом энтузиазме. На экране – «взрослая» картинка с обилием спецэффектов. Фактически «Цензор» стал экспериментом для его создателей – удастся ли снять настоящее зрелищное кино и заработать на нем денег.

Режиссер фильма Константин Шелепов по образованию хирург. Видеосъемка сначала была его хобби, но постепенно стала заработком. Константин снимал праздники, рекламу, презентационные фильмы и небольшие художественные зарисовки «для души». Поначалу «Цензор» должен был стать таким же некоммерческим проектом.

Константин Шелепов

«Мы с товарищем обсуждали, куда бы деть свою творческую энергию, куда бы ее реализовать, — рассказывает Константин. — И я вспомнил рассказ, читанный мною давным-давно в игровом журнале. Я сказал: давай попробуем связаться с автором и сделаем короткометражку — быстро, просто. Связался с автором, стали с ним работать над сценарием. Собрал команду единомышленников. И в какой-то момент мы поняли, что идея интересная, но не хочется делать короткометражку».

Полнометражный фильм требовал уже другого подхода. На него нужны были деньги. Так в проекте появилась бизнес-составляющая. «Была задача, чтобы проект принес каких-то денег. Неважно, каких – больших или маленьких, окупился или не окупился, но чтобы в конечном итоге мы приобрели опыт монетизации творчества», — объясняет Константин.

О широком прокате в тот момент даже не мечтали. Решили, что фильм выпустят в интернете для платного просмотра.

Трейлер удалось снять за собственные деньги. Дальше начался поиск спонсоров. Первое, что пришло в голову начинающим кинематографистам – это product placement. «Были безумные идеи, вплоть до рассылки коммерческих предложений различным пиццериям: У нас есть сцена погони, в этой сцене будет машина с вашим лого, телефоном и т.д. Это сейчас кажется достаточно смешным, но на тот момент мы не понимали, почему все нам отказывают. Это было даже немножко обидно», — вспоминает создатель фильма.

Заинтересовать удалось фирму из Днепропетровска, занимающуюся онлайн-трейдингом. Специально для нее придумали отдельную сцену в фильме. Константин летал на переговоры. Но в итоге компания выставила неприемлемые для создателей условия: предоплата 10%, а остальное после выпуска фильма, причем общие выплаты зависели бы от числа просмотров. «Хорошо, что у нас ничего не получилось, я сейчас думаю. У нас была бы куча обязательств, ограничений», — считает Константин.

Потерпев неудачу с product placement, команда обратилась к краудфандингу, мода на который была как раз в самом разгаре. Разместились на площадках «Планета» и «Бумстартер». Спонсорам предлагали не только стандартные в таких случаях билеты на онлайн-просмотр будущего фильма и сувениры, но и упоминание имени в титрах, а также участие в съемках. «Один из спонсоров хорошо сыграл в одном из эпизодов», — говорит исполнительный продюсер фильма Андрей Натахин.

Кадр из фильма «Цензор»

За четыре месяца команда «Цензора» собрала 1,5 млн рублей. Для сравнения, запустивший в этой же время краудфандинговую кампанию проект «28 панфиловцев» собрал больше 3 млн, притом, что он делался профессионалами и использовал патриотическую тематику. В любом случае, создатели «Цензора» достигли тех финансовых результатов, которые были запланированы. Краудфандинг отнял много сил, вспоминает Андрей.

«Это длительная тяжелая работа, — говорит он. — Каждый день ты должен сообщать о каких-то результатах, чем-то делиться со своими донаторами, содержать группу, за счет чего-то привлекать новых людей. Если ты не работаешь со своей аудиторией, в какой-то момент все прекращается и денег никто не дает».

Творческой группе повезло не только с краудфандингом. Вскоре у проекта появился инвестор, который вложил еще 3,5 млн рублей, и стал выполнять функции продюсера. Он пожелал не раскрывать своего имени.

К тому моменту вынужденная пауза в производстве фильма длилась уже около года. Наконец получив деньги, съемочная группа вновь взялась за работу. «Мы и «убивались», и недосыпали и «умирали» на съемках. Но мы были к этому готовы. Когда тебе нравится то, что ты делаешь, ты получаешь удовольствие. Самое неприятное — это сидеть и ждать, когда от тебя ничего не зависит», — говорит Константин. По его словам, актерам платили гонорары, но далеко не такие, как в «настоящем» кино. В эпизодах же снимались зачастую энтузиасты. Они же помогали с реквизитом.

Съемки фильма «Цензор»

Одновременно в проект стали приходить люди из кинематографической среды. Константин и его друзья стали обрастать связями и сумели получить грант на монтаж фильма в размере 5 тыс. долларов. Так, к лету 2017 года фильм был готов, и его удалось отправить на кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборг. Призов «Цензор» не собрал, зато получил положительные отзывы критиков. А московская компания «Антипод» купила права на зарубежный прокат фильма.

Вскоре создатели «Цензора» вышли и на российского прокатчика. «Нас пригласили показать фильм одной крупной кинокомпании. Мы съездили, показали и нам сказали: Кино, в общем-то, норм, но если его переделать, то оно будет вообще нормальное. Его тогда можно запустить в прокат и заработать 200 – 300 млн рублей. Вы же этого хотите?», — вспоминает Константин.

«Воротилы кинорынка» обещали вложить в продвижение 100 млн рублей и запустить картину сразу на тысячу экранов. «Вы проснетесь знаменитыми», — обещали они. В итоге сошлись на том, что, после того, как фильм перемонтируют профессионалы, последнее слово будет все равно за создателями. На перемонтаж компания взяла полгода.

Сотрудничество не сложилось. Стороны неохотно говорят об этом, но в итоге договор был расторгнут еще до истечения срока. В этот момент создатели чувствовали моральную опустошенность, признает Константин.

Съемки фильма «Цензор»

«Получилось так, что фильм, который мы хотели выпустить в интернете, получился лучше наших ожиданий, и мы увидели, что он достоин большого экрана. Но, когда мы всех обошли, мы поняли, что у нас ничего не получается. Были варианты искать очередного прокатчика. Был вариант делать так называемый «самокат», то есть выходить напрямую на кинотеатры. Но потребовались бы деньги на промо, к чему были не готовы наши продюсеры, и потребовалось бы очень много времени», — объясняет Андрей.

В итоге права на фильм были проданы агрегатору онлайн-площадок. Премьера в сети запланирована на 22 марта на сайте Ivi.ru. Предпремьерный показ состоится в Петербурге 20 марта в «Варшавском экспрессе».

Тем временем выяснилось, что за рубежом дела у фильма пошли намного лучше. Права на его показ были проданы в Тайвань, Японию, Корею и немецкоязычные страны. На Тайване уже назначена дата выхода в широкий прокат – 12 апреля.

На данный момент фильм практически окупился, говорит Константин. Есть шансы также на небольшие доходы: с показов в онлайн-кинотеатрах создателям «Цензора» будут перечисляться роялти. То есть эксперимент показал, что независимое кино в Петербурге возможно не только, как чистое искусство, но и как реальный бизнес.

Автор: Александр Лобановский

Новости партнеров