Закрыть

Две трети жителей дома смогут запустить процесс реновации

Фото: gov.spb.ru

Законодательное собрание Петербурга в среду, 6 марта, приняло в первом чтении проект закона о реновации застроенных территорий. Он разрешает снос дома, если на это согласны две трети жителей.

С федеральной инициативой вышла группе петербургских депутатов во главе с Оксаной Дмитриевой. Также в подготовке законопроекта принимали участие представители Правительства Петербурга.

«У нас есть аварийных жилой фонд, у нас есть объекты, построенные первыми массовыми сериями, начиная с 58-го по 75-й год. И весь этот жилой фонд нуждается в реновации тем или иным способом», — заявила Оксана Дмитриева с трибуны ЗакСа.

Проекты реновации запущены во многих регионах и сталкиваются, по ее словам с двумя основными проблемами: отсутствием стартовых пятен для строительства новых домов, в которые можно переселить людей, и так называемой проблемой последнего жильца. «При расселении, даже если соглашается две трети или три четверти жильцов, все равно возникает ситуация, когда кто-то не хочет покидать свое помещение или выставляет заведомо невыполнимые требования», — пояснила Оксана Дмитриева.

Отдельный закон о реновации был принят для Москвы, напомнила депутат. Кроме того, в Госдуме обсуждается законопроект Галины Хованской и Виталия Милонова, который коснется всех остальных регионов. По словам Оксаны Дмитриевой, это клон московского закона, которые не подходит Петербургу. «Он нам не подходит прежде всего потому, что он предполагает исключительно расходы из бюджета субъекта Федерации», — пояснила она.

Оксана Дмитриева привела пример: по расчетам специалистов, реновация одного квартала стоит от 20 до 70 млрд рублей. При этом вся инвестиционная программа Петербурга составляет 80 млрд рублей.

В законопроекте Оксаны Дмитриевой говорится, что реновация может осуществляться как за счет бюджетных средств, так и по схеме государственно-частного партнерства, либо за счет инвесторов.

Все вопросы, касающиеся переселения жителей должны быть проработаны до начала работ. «По каждому кварталу или отдельному дому должен быть проект реновации, где все вопросы должны быть на старте прописаны — как будут переселяться, куда переселяться, в какие сроки», — объяснила Оксана Дмитриева.

При переселении граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий, им должно предоставляться жилье в соответствии с нормативами. Все остальные должны получать равнозначные квартиры. Депутат Ирина Иванова уточнила, будет ли учитываться дорогостоящий ремонт, сделанный в старой квартире. Оксана Дмитриева ответила, что это может учитываться при оценке жилья и регулироваться региональными актами.

Депутат Борис Вишневский спросил, что будет, если общее собрание собственников жилья проголосует против включения отдельно взятого дома в программу реновации. «Ничего. Если жители отклонили, значит не включается. Если это был квартал, то инвестор думает, есть ли смысл осуществлять реновацию», — пояснила Оксана Дмитриева.

Борис Вишневский уточнил, как будет приниматься решение о реновации дома. «Если две трети жителей дает согласие, то та треть, которая против, ставится в безвыходное положение», — указал он. «Действительно, есть принуждение к заключению договора, но иначе у нас не может действовать программа реновации. Да, это так. И московский закон предполагает принуждение к заключению договора», — признала Оксана Дмитриева.

Борис Вишневский в итоге остался недоволен законопроектом. «Да, то что нам предлагается — это немножко лучше, чем в Москве…. Но и только…. Экономика этих проектов такова, что либо инвестор занимается уплотниловкой, или кидает горожан», — говорил он.

Резко против законопроекта выступил депутат Александр Рассудов (бывший председатель совета директоров строительной компании «Лидер Групп»). «Не надо выдумывать велосипед, все это есть в Градостроительном кодексе», — заявил он. Главная претензия депутата сводилась к тому, что проект реновации, по его мнению, может не учитывать принятые ранее проекты планировки территорий, правила землепользования и застройки и даже нормативы градостроительного проектирования. «Мы выпустим джина из бутылки», — горячился Александр Рассудов.

Депутат Михаил Амосов предложил проанализировать опыт бывшей ГДР, где была принята программа санации домов, построенных в советское время, в которую попало более 60 млн кв. м жилого фонда. Эти дома не сносили, а реконструировали. Это делалось на средства жителей, но с привлечением дешевых кредитов, субсидируемых государством. Дома в итоге стали не только комфортнее, но и более энергоэффективными. «Мне кажется в эту сторону надо двигаться… Страна наша ничем не хуже Германии, а даже лучше», — сделал вывод Михаил Амосов.

Оксана Дмитриева ответила, что такие варианты прорабатывались, однако сослалась на отсутствие подобного опыта в России. «Нельзя записывать в закон то, чего мы никогда не делали и не знаем», — сказала она.

В поддержку законопроекта высказался депутат Денис Четырбок. Он сообщил, что износ многих хрущевок в Петербурге достигает 98%, а люди, принявшие участие в программах реновации, благодарят тех, кто эти программы инициировал.

В итоге 41 депутат проголосовал за принятие законопроекта в первом чтении. Пятеро проголосовали против, один воздержался.

Автор: Александр Лобановский

Новости партнеров