После серии скандалов с организацией питания в школах и детских садах Петербурга городские власти решили закрыть доступ посредников на этот рынок. Конкурсы смогут выигрывать лишь предприятия, которые сами готовят обеды для детей. Так было раньше, но против выступала ФАС.
Управление социального питания Санкт-Петербурга (курирует обеспечение горячими обедами школ, детсадов и других соцобъектов) инициирует изменения в конкурсной документации госзакупок на организацию питания.
«Планируется внесение изменений в части усиления квалификационных требований к участнику закупки (включая наличие: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта)», — сообщила АБН начальник управления Наталья Петрова.
Фактически это может означать, что конкурсы смогут выиграть лишь компании, которые сами занимаются приготовлением еды, либо тесно сотрудничают с такими предприятиями.
Это не единственная инициатива управления. Принадлежащие городу комбинаты социального питания (КСП) планируется укрупнить. Так, например, планируется слияние КСП Красносельского и Кировского районов. Об этом говорилось в ответе врио губернатора Петербурга Александра Беглова депутату Законодательного собрания Евгению Никольскому.
«Вопрос укрупнения комбинатов питания находится на этапе разработки. Целью укрупнения комбинатов является создание конкурентоспособных предприятий, соответствующих современным требованиям в сфере социального питания, что позволит улучшить качество предоставляемых услуг. Сроки определить сложно, на данный момент предполагаем, что процедура укрупнения может занять не менее пяти лет», — пояснила Наталья Петрова.
Сферу социального питания последние годы сотрясают скандалы. Долгое время она была фактически закрыта для посторонних. Смольный отбирал подрядчиков путем закрытых процедур. В 2013 году вышел закон о госзакупках 44-ФЗ и ФАС потребовала проводить закупки питания по нему. Несколько лет ведомство спорило со Смольным, и в 2018 году городские власти сдались.
По итогам конкурсных процедур ряд контрактов достались компаниям, не имеющим собственной производственной базы. Так, победитель большинства конкурсов в Красносельском районе ООО «СПб Спец Строй», по данным депутата Евгения Никольского, ранее занимался лишь доставкой продуктов питания. В итоге обеды по-прежнему готовит КСП Красносельского района по договору с ООО «СПб Спец Строй». При этом КСП, как сообщал депутат, оказалось в тяжелой финансовой ситуации.
На данный момент в руках властей оказался фактически единственный инструмент воздействия на участников рынка — контрольно-надзорные мероприятия. Так, после проверок Роспотребнадзора, в отношении ООО «СПб Спец Строй» было возбуждено уголовное дело — в школах, куда компания поставляла продукты, обнаружили фальсифицированное молоко. В ООО «СПб Спец Строй» не ответили на просьбу АБН прокомментировать ситуацию.
И это далеко не единственный скандал на рынке. Осенью 2018 года ФАС расследовала дело о сговоре на торгах. Одним из фигурантов расследования был КСП Василеостровского района. Из представленной ФАС информации можно предположить, что городским комбинатам приходится договариваться с частниками, чтобы не остаться не у дел.
Рынок социального питания Петербурга исчисляется в серьезных суммах. По каждому из районов города суммы госзаказов достигают миллиарда рублей.