Одними из самых актуальных вопросов для петербуржцев считаются количество зеленых насаждений в городе, наличие баров на улицах Думской и Рубинштейна, и строительство арт-парка вместо Судебного квартала. Вечером 13 июня в рамках дебатов Экспертного клуба Петербурга, которые прошли при информационной поддержке АБН, эти проблемы обсудили бизнесмены, чиновники, депутаты, рестораторы и активисты.
Первыми в дискуссию вступили руководитель департамента экономического анализа и исследований Института территориального планирования «Урбаника» Евгения Арефьева и член комитета по урбанистике, градостроительству и архитектуре Российской гильдии управляющих и девелоперов Олег Манов.
По мнению Олега Манова, арт-парк — это не просто ландшафт, зеленая территория или парк аттракционов. «Это парк, который непосредственно связан с объектами культуры и искусства. Хорошо, если в нем находится или музей, или театр, или он близок к какому-то выставочному пространству», — пояснил эксперт, уточнив, что и Новую Голландию нужно считать арт-парком.
Однако Евгения Арефьева с ним не согласилась. По ее мнению, в Санкт-Петербурге просто не хватает качественных и современных общественных пространств, поэтому и Новую Голландию приходится считать арт-парком. На самом деле больше всего на арт-парк похож парк искусств «Музеон» в Москве. Она пояснила, что в нем происходят как культурные события, так и образовательные действия, и все это находится в парковой зоне.
Олег Манов ответил на это, что Новую Голландию просто не достроили, и когда она примет окончательный облик, горожане смогут прекрасно проводить там время как зимой, так и в межсезонье.
Следом на площадку для дискуссии вышли начальник управления научной работы РАНХиГС Игорь Ходачек и искусствовед, главный редактор проекта «Балтия» Владимир Фролов.
Основным вопросом, на котором сосредоточились два эксперта, стала проблема строительства новых объектов в Санкт-Петербурге. Зачастую и в центре города, и даже на его окраинах власти запрещают что-то строить, поскольку уже находящиеся там объекты считаются культурным наследием.
Как пояснил Владимир Фролов, говорить о том, что город не развивается из-за этих запретов, будет преувеличением. Строительство идет, город развивается. «В конце концов, у нас самое высокое здание в Европе построили («Лахта-центр» — ред.)», — добавил искусствовед.
По его мнению, вопрос надо уточнить. В рамках развития Санкт-Петербурга люди часто не видят каких-то проектов, которые ассоциировались бы с темой авангардности и современной культуры, а не только бизнеса и менеджмента. Поэтому в городе нет таких проектов, как «Зарядье» в Москве, которые привлекали бы западные СМИ. «Мы знаем, что «Зарядье» получило мировую премию просто за факт своего существования», — припомнил Владимир Фролов о получении московским парком премии международного конкурса недвижимости и инновационных проектов MIPIM Awards 2019.
Игорь Ходачек считает, что искусствоведы и архитекторы в первую очередь видят во всем художественную ценность, однако объект должен быть привлекательным и с точки зрения экономики. «Если мы сможем создать объект, который будет не только эстетически ценен в исторической перспективе и в будущем, а еще и генерировать финансовые потоки — как для инвесторов, так и для города в виде налогов, то это то, к чему хотели бы все стремиться», — пояснил эксперт.
Владимир Фролов отметил еще одну тенденцию, которая мешает хорошо реализовывать проекты — спешку, связанную с менеджментом. «Мы хотим все время куда-то успеть, выполнить обязательства к какой-то дате или достичь экономической эффективности. Это приводит к тому, что недостаточно качественно ведется реализация проектов», — уточнил искусствовед.
Затем на площадку для дебатов вышли продюсер и организатор мероприятий Семен Моргунов, а также продюсер музыкальных проектов и основатель арт-центра на Биржевой линии, 12, Мария Гаджилова.
По мнению Марии Гаджиловой, Санкт-Петербург абсолютно точно нуждается в городских мероприятиях, которые поддерживаются горожанами и пользуются у них популярностью.
Семен Моргунов добавил, что по роду деятельности довольно плотно контактирует с арт-центрами — например, «Голицын Лофт». По его мнению, сейчас арт-центры в понимании горожан — это калейдоскоп крафтовых баров, практически идентичных друг другу. А на самом деле арт-центр должен объединять людей во имя некоего эксперимента, искусства в чистом виде. Этого не хватает городу, однако такой подход не может реализовываться без поддержки частного сектора, бизнеса или государства.
Мария Гаджилова объяснила, почему арт-центры в Санкт-Петербурге превратились в бары. «Активная творческая молодежь вынуждена выживать, на свои средства заниматься обустройством тех самых арт-пространств и арт-кварталов, которые зачастую возникают на месте фабрик и неиспользуемых зданий», — пояснила организатор мероприятий, добавив, что из-за этого зачастую творческие люди «втягиваются» в бизнес и превращают свое креативное пространство в очередной бар или гостиницу.
Четвертой парой выступающих стали эксперт в сфере строительства и городской застройки Константин Усков и эксперт в сфере рекламы, озеленения и благоустройства Роман Шайхадаров.
Константин Усков считает, что горожане должны понимать, что за все в жизни надо платить. По его мнению, зеленые насаждения в первую очередь несут социальную функцию, хотя увеличивают сумму расходов для застройщика. Однако, по мнению эксперта, далеко не все застройщики изначально обманывают покупателя квартир и в итоге не разбивают у новых домов парки. Зачастую они берут на себя ответственность за появление сквера, но в итоге просто не справляются с поставленной задачей. Причиной, как пояснил Константин Усков, оказалось то, что существующую законодательную базу чиновники написали грамотно, однако она не выполняется. Эксперт считает, что бизнесменам важен результат, однако чиновники затягивают решение каких-то вопросов, потому что это для них работа, и они не хотят без нее остаться.
По мнению Романа Шайхадарова, среди муниципальных депутатов очень много достойных людей, которые умеют грамотно решать наболевшие вопросы. «Муниципальные советы избираются из тех людей, которые проживают на данных территориях. Поэтому они зачастую знают на примерах и высказываниях соседей о том, какое качество жизни в их муниципалитете», — считает эксперт.
Он добавил, что для того, чтобы достигнуть уравновешенности в распределении зеленых зон, нужно передать некоторые процессы муниципалитетам, а не тем органам, которые и без этого загружены. Это, например, связанные с ежегодной инвентаризацией вопросы.
В последнем раунде дебатов эксперты обсудили заведения общепита в жилых домах, затронув проблему баров на Думской улице и улице Рубинштейна. На площадку вышли ресторатор Филипп Сызганцев и гражданский активист Арсений Протонов.
По мнению ресторатора, бары и рестораны — это в любом случае лицо города. И если их работа контролируется государством, соблюдаются санитарные нормы, то он не видит никакой проблемы в их существовании. «Заниматься этим бизнесом сейчас становится сложно, потому что сумасшедшие цены на аренду. В центре города, например, аренда 80 квадратных метров может стоить 300 тысяч рублей в месяц, а для малого бизнеса, амбициозной молодежи, просто физически не найти такие деньги», — пояснил Филипп Сызганцев.
Однако Арсений Протонов сразу поспорил с этим, поскольку считает, что на самом деле лицо города — это архитектура. Гражданский активист живет на улице Рубинштейна, и является участником происходящих там процессов. По словам Арсения Протонова, постоянно играющая музыка и огромное количество баров доставляют серьезные неудобства, и поэтому с этой проблемой нужно разобраться. Он подытожил, что самим жильцам с представителями питейных заведения договориться никак не удается.