После карантина петербургские магазины уйдут с улиц в онлайн

В апреле оборот петербургского ретейла упал почти треть. Эксперты считают, что часть торговых точек в Петербурге не смогут продолжать торговлю после окончания карантина и попытаются уйти в онлайн, где их перспективы также выглядят неоднозначно.

Отчет о социально-экономическом положении Петербурга с января по апрель опубликовал Петростат. В нем говорится, что оборот петербургского ретейла в апреле резко упал — на 28,7% к апрелю 2019 года и на 35,9% к марту 2020 года.

Причем если сегмент продовольственных товаров сократился на 4,1%, то непродовольственные упали в буквальном смысле обрушились – падение составило сразу 42% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и 47,5% месяц к месяцу.

«Ситуация непростая. Она обусловлена карантином из-за коронавируса. Торгующие непродовольственные группой товаров магазины по большей части не работают, а в продовольственном сегменте, несмотря на работу, наблюдается спад торговли. Денег больше у людей не становится, и они начинают экономить», — объясняет председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.

Отметим, что в первом квартале все ведущие продуктовые сети, представленные на рынке Петербурга, показали рост основных операционных показателей. У «Ленты», «Магнита» и X5 Retail Group (управляющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») объемы выручки выросли.

Похоже, что дальше у продовольственных сетей может начаться фаза пониженного спроса. Хотя независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов считает, что сети вынуждены будут демонстрировать какой-то рост и дальше.

«Продуктовые сети имеют юрисдикцию Европы и стран офшоров, поэтому их эффективность замеряется вне рублевой зоны. Вероятно, для стимулирования роста они начнут менять доходность просевших категорий товаров на более востребованные», — предположил эксперт.

Фото: pixabay

Ситуацию по непродовольственной группе товаров эксперты оценивают как катастрофичную. Более того, даже текущие объемы падения рынка подвергаются сомнениям экспертами и самими ретейлерами.

По словам собеседника АБН, представители непродовольственного сектора находятся в гораздо более серьезной группе риска. От их дальнейших действий напрямую зависит, кто останется на рынке после окончания карантина, а кто вынужден будет покинуть его.

«Под давлением находятся все, но под самым серьезным эконом и среднеценовой сегменты из-за снижения доходов у населения. В экономе к тому же крайне высокая конкуренция, поэтому не все бренды выживут. Сокращение обязательно произойдет, хотя какая-то часть непродовольственного сектора попытается уйти в онлайн», — прогнозирует глава правления Ассоциации экспертов рынка ретейла.

Перестроить все процессы на онлайн смогут далеко не все. Как ранее объяснил АБН заместитель исполнительного директора АКОРТ Владимир Ионкин, для резкого прироста онлайн-заказов не хватает развитой логистики.

Выиграют те участники рынка, кто вовремя инвестировал в это направление, успев наработать компетенции, опыт и собрать команду. Конкурировать в онлайн-торговле без всего этого крайне сложно, а имеющиеся магазины вполне могут закрыть текущий спрос на непродовольственные товары.

Андрей Карпов добавляет, что на первом этапе сокращение числа магазинов произойдет за счет точек со слабой проходимостью и тех игроков, кому не удастся договориться с арендодателем о скидках.

Как подытоживает эксперт, в самой сложной ситуации находятся fashion-ретейл, где проблемы наблюдаются не первый год. Бытовая техника и электроника, продуктовые сети, DIY (магазины инструментов, стройматериалов и предметов интерьера, прим. ред АБН) останутся востребованы, хотя и не в прежнем объеме.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров