Валюта $70.73 €79.88 Brent$43.17
30.06.20 / 12:37 Новости / Петербург

Мордашов разнесет еду по Петербургу

Вслед за «Утконосом» о своем выходе на петербургский рынок доставки продуктов заявила сеть «Лента». Оба актива принадлежат компании «Севергрупп» Алексея Мордашова. Эксперты находят рынок онлайн-доставки продуктов растущим и перспективным, но отмечают, что заработать на нем смогут далеко не все.

В ближайшие месяцы конкуренция на петербургском рынке доставки в сегменте продуктового ретейла серьезно вырастет. Накануне в онлайн-гипермаркете «Утконос» рассказали о подготовке к выходу на рынок Северной столицы осенью. Под эти цели компания уже арендовала склад площадью более 9 тысяч метров в южной части города.

Другой известный актив Алексея Мордашова из потребительского сектора – сеть «Лента» – 30 июня также объявила о запуске экспресс-доставки в Петербурге. Покупатели «Ленты» смогут заказывать товары удаленно через приложение «Ленточка».

Ретейлер обещает, что среднее время доставки составит 30 минут. Пока услуга доступна только в Невском районе города, но компания планирует расширить зону покрытия уже в ближайшие месяцы.

«Перспективы онлайн-доставки продуктов существуют. Конечно, сама история намного сложнее, чем доставка нон-фуда или бытовой техники, к которым мы уже привыкли, но природная лень потребителя не стоит списывать со счетов. Людям удобно заказывать продукты, особенно долгого срока хранения, которые упаковываются заводом-изготовителем», — отмечает независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов.

Все большее число потребителей осознают преимущества доставки и онлайн-заказов, поэтому ведущие игроки рынка нащупывают возможности предоставления такой услуги.

Как обращает внимание собеседник АБН, одни работают через терминал, другие через курьерскую службу, третьи ищут альтернативные варианты, но общий тренд уже сформировался. Игроки пытаются нащупать оптимальные пути, чтобы зарабатывать и расширять этот сегмент.

Фото: «Утконос»

О том, как продуктовые сети «Магнит», «Лента», X5 Retail Group и «Азбука Вкуса» делают ставку на внедрение цифровых решений, меняя подходы к ведению бизнеса, АБН рассказывало подробнее.

Как прогнозируют эксперты, текущие эксперименты сетей, в том числе в части доставки, обернутся серьезными изменениями в отрасли в ближайшие три года.

«Что касается экспериментов господина Мордашова, то они далеко неоднозначные. Все игроки ретейла криво улыбаются, когда слышат про «Утконос». Почти за 20 лет существования этого бизнеса он так и не стал эффективным и внятным, до сих пор продолжая напоминать большое экспериментальное поле. Говорить об «Утконосе», как о полноценном игроке рынка доставки продуктов питания, очень сложно», — считает Александр Анфиногенов.

Говоря про перспективы «Ленты» собеседник АБН обратил внимание на роль менеджмента в развитии бизнеса. По его словам, успех «Ленты» не может рассматриваться отдельно от работы команды Яна Дюнинга, который теперь занимается развитием в «Магните». Перспективы текущей стратегии ретейлера в этой связи оценить становится гораздо сложнее.

Тем не менее, в отношении «Ленты» у Алексея Мордашова также большие планы. «Севергрупп» стала новым крупнейшим владельцем ретейлера в прошлом году. Сразу после приобретения нового актива предприниматель не планировал менять стратегию ретейлера, но готов был рассмотреть возможности его синергии с принадлежащим ему «Утконосом».

Впоследствии планы предпринимателя несколько изменились. В январе 2020 года в интервью Bloomberg господин Мордашов заявлял о планах создания единой экосистемы и трансформации бизнеса «Ленты» в новый формат. В качестве примера для перестройки бизнес-процессов была выбрана модель Amazon.

Предполагалось, что бизнес «Ленты» будет сосредоточен на онлайн-продажах и быстрой доставке, хотя модель гипермаркета владелец ретейлера на первом этапе хотел сохранить. Онлайн-магазин «Утконос» должен был стать частью новой экосистемы.

В июне бизнесмен владелец «Севергрупп» подтвердил свои планы объединения «Ленты» и «Утконоса», но конкретных шагов в этом направлении не озвучил. Судя по планам на рынке доставки в Петербурге, пока компании продолжают работать самостоятельно. Удастся ли им избежать конфликта интересов, станет ясно в ближайшие месяцы.

Фото: vk.com/lentacom

Эксперты также обращают внимание, что рынок доставки продуктов становится все более конкурентным. Практически все ретейлеры создают свои службы доставки, но посредники типа Igoods или Сбермаркет при этом никуда не уйдут с рынка, уверяет Александр Анфиногенов. В последние месяцы они наоборот только усиливают свои позиции.

Например, входящий в экосистему Сбербанка СберМаркет уже сотрудничает с 11 федеральными и региональными ретейлерами в 75 городах. Его оборот за первый квартал 2020 года составил 1,5 млрд рублей. Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что формат конкуренции на рынке продуктового ретейла сейчас активно меняется. Продуктовые сети все чаще вступают в альянсы.

«Если раньше конкуренция была условно внутри сегмента, то сейчас мы видим межформатную конкуренцию, когда с продуктовым ретейлом соперничают те же Wildberries и Ozon. Отсюда возникают попытки создания экосистем», — отмечает Иван Федяков.

Агрегаторы предоставляют площадки различным торговым сетям, в этом видится их преимущество на рынке, добавляет Александр Анфиногенов. По его словам, в России сохраняется низкая лояльность к сетям, и человек не отождествляет себя с конкретной сетью.

Люди покупают продукты по принципу удобства и близости к дому, поэтому агрегаторы продолжат использовать эти перекосы для оптимизации и развития своего бизнеса, заключает эксперт.


 

Для подписки на другие рубрики и управления своими настройками, пожалуйста, зарегистрируйтесь!