Страсти по Байкалу

Многие петербуржцы устали обновлять ленту новостей в надежде на долгожданное разрешение провести летнюю недельку-другую за границей. Изголодавшийся по новым впечатлениям взгляд все чаще направлен на просторы нашей необъятной. Наряду с очевидными прелестями Крыма, курортов Краснодарского края и меланхоличного взморья Балтики, растет спрос на восточно-сибирское направление и его самую загадочную жемчужину – озеро Байкал.

Надо сказать, что в последние годы туры на Байкал пользуются популярностью не только у принципиальных любителей красот России, но и у искушенных путешественников. Регион активно развивает туризм, с каждым годом улучшает сервис, предлагает разнообразные виды отдыха: оздоровление в санаториях на минеральных водах и грязях, джазовые и классические фестивали, рыбалку, подводные приключения и маршруты по пещерам, йога- и фитнес-программы, этно-туры к местам силы и многое другое на любой вкус, возраст и кошелек.

Байкал – чемпион России, обогнавший даже черноморское побережье по количеству ежегодных солнечных дней, что особенно ценно для жителей северной столицы. На острове Ольхон, например, дней без солнца в году всего 48. Но, как повелось еще с древнейших мифов, все прекрасное рано или поздно становится яблоком раздора. В последние десятилетия вокруг заповедных территорий разгораются нешуточные страсти.

Нефтяная труба на берегу, туристическая экспансия Поднебесной и экологический скандал с китайскими инвесторами, пикет Сергея Зверева у Кремля и флэшмоб в соцсетях #Спаси_Байкал, проект Монгольской ГЭС на притоках озера, стихийное строительство нелегальных туристических объектов в водоохранной зоне, история с регистрацией товарного знака «Байкал».

И вот 15 июля Госдума РФ в третьем чтении приняла законопроект, согласно которому до 31 декабря 2024 года строительство проекта Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей выводится из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, разрешается сплошная вырубка леса на Байкале.

Суть законопроекта в следующем. До 2024 года включительно в центральной экологической зоне Байкала допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба. Закон позволяет при строительстве и реконструкции железнодорожных объектов переводить земли лесного фонда в земли иных категорий, после чего допускается «проведение сплошных рубок».

Фото: pixabay

Перечень объектов инфраструктуры определит правительство. Органы местного самоуправления могут принимать решения об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения. Они могут исключать из границ таких территорий земли, если они предназначены для строительства в рамках БАМа и Транссиба. Также законопроектом предусматриваются упрощенный порядок утверждения документации по планировке территории, оценки воздействия на окружающую среду.

При строительстве объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в границах особо охраняемых природных территорий проведение государственной экологической экспертизы не требуется. Необходимо проводить только государственную экспертизу проектной документации, сообщает Интерфакс.

По данному поводу свою четкую позицию обозначил Депутат Государственной Думы РФ, кандидат в губернаторы Иркутской области от КПРФ Михаил Щапов, голосовавший против данного закона и назвавший принятый документ «очень вредным для озера». В своем обращении на странице в Facebook Щапов утверждает, что этот закон — очередной шаг, чтобы забрать Байкал.

«Мы не знаем, какие действия и что именно понадобится для «увеличения пропускной способности», из чего будет состоять список объектов инфраструктуры. Но зато эти объекты будут строиться по факту без экологической экспертизы… Не нужно обольщаться, что речь идет только о БАМе и Транссибе. Во-первых, это немалый кусок побережья. Во-вторых, достаточно сделать первый шаг, а потом новый режим можно распространить и на весь берег», — говорит Щапов.

Подобные законы, потенциально угрожающие уникальному природному достоянию нашей страны, должны в обязательном порядке проходить процедуру общественных слушаний и приниматься с учетом мнения местных жителей, экологов, экспертов и ученых.

А в случае одобрения глава региона весь период действия закона должен держать под личным контролем его четкое целевое исполнение и пресекать любые попытки возникновения коррупционных связей. Очевидно, что формулировки принятого 15 июля законопроекта развязывают руки недобросовестным чиновникам и подрядчикам, допуская возможность развития коррупционных схем, которые в итоге могут привести к экологической катастрофе.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров